Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
Обычная версия
Настройки
Интервал между буквами

СамГУПС завершил разработку нового ГОСТа для Евразийского экономического союза

Ученые СамГУПС завершили разработку межгосударственного стандарта ГОСТ «Элементы оптические для световых сигнальных приборов железнодорожного транспорта. Технические условия». В феврале после утверждения в Росстандарте новый ГОСТ 34707-2021 вступит в действие на железнодорожной инфраструктуре пространства Евразийского союза.

Разработкой нового ГОСТа занимались ученые кафедры «Автоматика, телемеханика и связь» (АТС) СамГУПС Евгений Тарасов, Анна Тарасова и Лариса Смирнова.

По словам заведующего кафедрой АТС Евгения Тарасова, разработка нового ГОСТа для хозяйства автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта велась по запросу Некоммерческого партнерства «Объединения производителей железнодорожной техники (НП «ОПЖТ») с 2018 года. Новый стандарт позволит унифицировать региональные правила и технические условия в части оптических элементов для световых сигнальных приборов. Пакет документации состоит из девяти документов и проекта самого стандарта.

В течение двух лет (2019-2020) сотрудники вуза занимались разработкой необходимой документации по новому ГОСТу. Проводили согласование с каждым производителем светофорной техники, получили порядка 400 отзывов и рекомендаций. Все замечания были учтены и интегрированы в общий документ. В ноябре прошлого года пакет документов прошел согласование и утверждение в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Окончательная редакция проекта была вынесена на экспертизу в технические комитеты совета ТК045/МТК 524 «Железнодорожный транспорт» и успешно её прошла, получив положительные отзывы как внутри Российской Федерации, так и в странах СНГ.

Раньше у каждой страны-участницы ЕАЭС были собственные правила изготовления и технические условия эксплуатации светофорного оборудования на железнодорожной инфраструктуре. При перевозках на пространстве ЕАЭС возникали проблемы при организации движения, различия в технических условиях отражались на качестве и унификации оборудования при использовании инфраструктуры. Кроме того, различия влияли на безопасность инфраструктуры при организации перевозок. Ведь сроки службы светофорных устройств у каждой страны и изготовителя были разные, поэтому плановые ремонтные работы проводились в разное время, что несколько сдерживало продвижение поездопотоков. 

В январе согласованный проект стандарта вместе с комплектом сопроводительной документации был направлен в Росстандарт для подготовки приказа о введении в действие стандарта Российской Федерации. Аналогичная работа по введению в действие ГОСТ 43707-2021 будет осуществляться и в других органах по стандартизации стран ЕАЭС.

«Основная цель нового стандарта — повышение безопасности движения поездов на пространстве Евразийского союза за счет унификации инфраструктуры хозяйства автоматики и телемеханики, в том числе на участках высокоскоростного движения», — пояснил Евгений Тарасов.

Как рассказал проректор по научной работе и инновациям СамГУПС Максим Гаранин, университет продолжит практику разработки межгосударственной нормативной документации для стран-участниц ЕАЭС. «Разработка межгосударственного стандарта, это не только ответственность, но и высший пилотаж научной работы. Ведь от разработчиков требуется не только профессионализм в конкретной области, но и способность провести глубокий анализ, учесть и спрогнозировать тренды развития объекта, подлежащего регламентации, оценить последствия действия разрабатываемого норматива на экономику отрасли и технологический процесс, а также учесть мнение огромного количества специалистов. И это ответственная и интересная работа по плечу специалистам нашего университета», — отметил Гаранин