Основные результаты развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384, потенциально конкурентные и конкурентные виды деятельности выведены из ОАО «РЖД», в том числе путём создания акционерных обществ на базе имущества структурных подразделений ОАО «РЖД».
В процессе реформы с 2004 года из ОАО «РЖД» выделены пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении, оперирование грузовыми вагонами и их ремонт, промышленное производство, научная, проектная и строительная деятельность, торговое обслуживание и общественное питание, санаторно-курортные услуги, др. Это позволило создать реальную конкурентную среду в тех рыночных сегментах, где ранее подобные механизмы задействованы не были. С целью дальнейшего развития конкурентных отношений ОАО «РЖД» осуществляет продажу акций созданных ДЗО.
За время реформирования доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспорта возросла с 39,5% (84,0% без учёта трубопроводного транспорта) в 2004 году до 45,9% (87,2% без учёта трубопроводного транспорта) в 2019 году и 47,2% (87,1% без учёта трубопроводного транспорта) по итогам 10 месяцев 2020 года. Доля железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте транспорта снизилась с 43,5% в 2004 году до 23,4% в 2019 году, а по итогам 10 месяцев 2020 года возросла до 25,3%.
Развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса.
Подпунктом 27 пункта 4 раздела I Плана мероприятий установлено, что одним из ожидаемых результатов развития конкуренции в отраслях экономики должно было стать развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса (в том числе в рамках институционализации Совета потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его дочерних зависимых обществ и формирование на его базе совета рынка железнодорожных перевозок).
Вопрос создания совета рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте прорабатывался в 2016 году межведомственной рабочей группой при Минтрансе России, однако выработанный формат его создания в качестве самостоятельной некоммерческой организации в дальнейшем был пересмотрен.
ОАО «РЖД» в рамках своей деятельности взаимодействует с Правительством Российской Федерации, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти.
Для обеспечения баланса интересов участников рынка железнодорожных перевозок на постоянной основе осуществляется совместная работа с такими организациями, как Совет потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его дочерних зависимых обществ, СРО Союз операторов железнодорожного транспорта, экспертным сообществом.
ОАО «РЖД» на регулярной основе взаимодействует с федеральными органами государственной власти по вопросам корректировки законодательства, оказывающего влияние на транспортную отрасль.
Развитие добросовестной конкуренции в сфере грузовых перевозок.
Подпунктом 26 пункта 4 раздела I Плана мероприятий установлено, что одним из ожидаемых результатов развития конкуренции в отраслях экономики должно стать развитие добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок железнодорожным транспортом.
В результате реформирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации в сфере грузовых перевозок сформирована структура рынка, в рамках которой существуют два сегмента:
естественно-монопольный сегмент – перевозка грузов железнодорожным транспортом, представлен перевозчиками, действующими на принадлежащей им инфраструктуре (ОАО «РЖД», ФГУП «КЖД»);
конкурентный сегмент – услуги по предоставлению грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, вагоноремонтная деятельность и деятельность по капитальному ремонту локомотивов и т.д.
Наиболее существенные изменения за время реформирования в структуре участников произошли на рынке оперирования грузовыми вагонами. На 01.12.2020 свыше 92,0 % парка грузовых железнодорожных вагонов принадлежит независимым от холдинга «РЖД» частным собственникам.
На рынке оперирования грузовыми вагонами функционирует развитый высококонкурентный рынок.
Рыночная концентрация в сегменте оперирования с 2003 года неуклонно снижается. Так, например, в сегменте оперирования полувагонами индекс Херфиндаля-Хиршмана снизился с 8013 в 2003 году до 575 в 2015 году и 494 в 2019 году, коэффициент рыночной концентрации в сегменте оперирования полувагонами (CR-3) также снизился с 92,9% в 2003 году до 30,9 и 26,8 в 2015 и 2019 годах соответственно. Коэффициенты рыночной концентрации в сегментах оперирования цистернами и платформами также снизились с 59,6% и 91,1% в 2003 году до 30,4% и 45,5% процентов соответственно в 2019 году.
С целью повышения эффективности функционирования транспортно-логистической инфраструктуры Российской Федерации в ОАО «РЖД» организована перевозка грузов с применением электронных накладных, что позволяет обеспечить хранение и обработку данных обо всех грузовых железнодорожных перевозках, осуществляемых по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Агрегированные данные о грузовых железнодорожных перевозках на системной основе передаются в Росстат и при необходимости в органы государственной власти Российской Федерации.
В то же время информация о грузовых перевозках другими видами транспорта, прежде всего автомобильным, на сегодняшний день является неполной, что требует совершенствования учета.
До настоящего времени остается нерешенным вопрос об использовании электронной транспортной накладной при осуществлении грузовых автомобильных перевозок по территории Российской Федерации.
По мнению ОАО «РЖД», одним из решений данного вопроса может стать ввод в эксплуатацию электронного сервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», предусматривающего оформление в электронном виде транспортных накладных и других перевозочных документов при организации грузовых перевозок всеми видами транспорта, в первую очередь автомобильным.
Еще одним решением вопроса может стать внесение в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом изменений, позволяющих использовать электронную транспортную накладную.
Решение указанных вопросов будет способствовать формированию условий для организации мультимодальных перевозок грузов с применением безбумажной технологии и повышению эффективности функционирования транспортно-логистической инфраструктуры в целом.
Развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок.
Подпунктом 28 пункта 4 раздела I Плана мероприятий установлено, что одним из ожидаемых результатов развития конкуренции в отраслях экономики должно стать комплексное развитие межрегиональных и муниципальных пассажирских перевозок различными видами транспорта (развитие межвидовой конкуренции пассажирских перевозок), а также выработка соответствующих механизмов регулирования межвидовой конкуренции в сфере пассажирских перевозок.
В сфере пассажирского транспорта, в основном, деятельность по организации пассажирских перевозок отделена от инфраструктуры железнодорожного транспорта и осуществляется 8-ю компаниями в дальнем следовании (АО «ФПК», ОАО «РЖД», АО «Пассажирская компания «Сахалин» АО «Кузбасс-пригород» АО «Гранд Сервис Экспресс», ООО «Тверской Экспресс», АО «Транс Класс Сервис», АО «АК ЖДЯ». При этом максимальное количество пассажирских компаний, действующих одновременно на одной и той же территории, составляет - 5) и 25-ю пригородными пассажирскими компаниями.
Межвидовая конкуренция в пригородных пассажирских перевозках
Конкурентами пригородного железнодорожного транспорта, прежде всего, является автомобильный общественный (автобусы) и личный транспорт, маршрутные такси, сервисы поиска попутчиков и совместного использования автомобилей (каршеринг).
Конкурентными преимуществами пригородного железнодорожного транспорта являются безопасность, массовость, энергоэффективность, экологичность, соблюдение расписания по станциям отправления и прибытия, большие провозные способности, независимость погодных условий.
Необходимо отметить, что пассажиры ценят не конкуренцию, а комплексную услугу разных видов транспорта. Сегодня пригородные железнодорожные перевозки развиваются в направлении интеграции транспортной системы регионов и крупных агломераций, а также интеграции в городскую среду. На сегодняшний момент это является одним из ключевых направлений развития рынка транспортных услуг.
Высокую значимость имеет регулируемость тарифов на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении. При этом ключевой задачей является формирование устойчивой финансовой модели работы пригородных компаний.
О конкурентных возможностях и ограничениях организаций, претендующих на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении
С точки зрения наличия и развития конкуренции внутри сегмента пригородных железнодорожных перевозок влияние оказывают скорее экономические и технологические барьеры для появления на рынке пригородных пассажирских перевозок новых возможных конкурентов, в меньшей степени – административные барьеры.
Вместе с тем существует и ряд сдерживающих конкуренцию
в пригородных перевозках факторов экономического и технологического характера.
К экономическим ограничениям, возникающим для перевозчиков, можно отнести:
необходимость согласовывать транспортный заказ с соответствующим субъектом Российской Федерации (для получения в последующем компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате перевозок пассажиров)[1],
в случаях, когда регион отказывает перевозчику в заключении договора на транспортное обслуживание населения и установлении тарифа на перевозку, перевозчик осуществляет перевозку по нерегулируемым тарифам и осуществляет оплату услуг инфраструктуры без учета применения льготного коэффициента к тарифам за услуги инфраструктуры общего пользования,
а также значительные финансовые издержки перевозчика (содержание и обновление парка подвижного состава, содержание локомотивных бригад, обеспечение комплекса мероприятий, направленных на безопасность пассажирских перевозок и транспортную безопасность, и т.п.).
Развитие конкуренции в сфере ремонта грузовых вагонов.
В 2010 году ОАО «РЖД» создало три дочерних общества - равноценных, конкурирующих между собой вагоноремонтных компании (АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», АО «ВРК-3») – тем самым создана конкурентная среда в данном сегменте рынка. В октябре 2019 года на аукционе АО «ВРК-3» было продано компании «Бизнес Оптима», входящей в группу компаний ОМК, а летом 2020 года Новая вагоноремонтная компания приобрела АО «ВРК-2».
Развитие конкуренции при осуществлении процедур закупок хозяйствующих субъектов, в том числе за счёт расширения участия в указанных процедурах субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5 раздела «XIII Промышленность» Плана мероприятий предусмотрено развитие конкуренции при осуществлении процедур закупок хозяйствующих субъектов, в том числе за счет расширения участия в указанных процедурах субъектов малого и среднего предпринимательства.
- В ходе осуществления закупочной деятельности ОАО «РЖД» выполняет установленные законодательством нормативы в части закупок у субъектов МСП.
Общая доля закупок у субъектов МСП по итогам 9 месяцев 2020 года составила 63,3% (при установленном годовом нормативе 20,0%), в том числе доля закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты МСП – 20,1% (при установленном годовом нормативе 18,0%).
Среднее количество участников торгов по итогам проведения конкурентных закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, в 2020 году составило 4,5 (в 2019 году - 3,8).
2) Во исполнение директив Правительства Российской Федерации от
20 февраля 2019 г. № 1519п-П13 приказом ОАО «РЖД» от 16 мая 2019 г. № 49 утверждена Программа по повышению качества управления закупочной деятельностью ОАО «РЖД» (далее – Программа), которая содержит цели, задачи и показатели эффективности ее выполнения.
Среди основных задач: повышение качества управления закупочной деятельностью ОАО «РЖД», развитие добросовестной конкуренции, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) к закупкам ОАО «РЖД». Программа рассчитана на период до 2024 года.
В целях выполнения задач Программы реализуются следующие мероприятия, направленные на расширение доступа субъектов МСП к закупкам ОАО «РЖД»:
анализ информации о договорах, заключенных с субъектами МСП по результатам закупок, а также о субъектах МСП, которые принимали участие в закупках, в целях увеличения количества номенклатурных позиций перечней товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов МСП, утверждаемых крупнейшими заказчиками, в том числе по предложениям АО «Корпорация «МСП»;
информирование субъектов МСП о порядке осуществления закупок ОАО «РЖД» в рамках проводимых АО «Корпорация «МСП» обучающих семинаров по вопросам участия субъектов МСП в закупках;
оказание финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки субъектам МСП в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в случаях, если проведение таких мероприятий предусмотрено в соответствии с федеральными законами;
уменьшение удельного веса закупок у единственного поставщика среди субъектов МСП;
расширение практики использования уступки права требования (факторинга) при исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенных с субъектами МСП, в том числе по результатам осуществления закупок путем проведения торгов;
развитие функционала электронного магазина ОАО «РЖД» в целях ежегодного увеличения количества договоров, заключаемых с субъектами МСП с использованием функционала.
Создание стабильных тарифных условий перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 2 раздела «XVII. Транспортные услуги» Плана мероприятий предусмотрено утверждение нового прейскуранта, устанавливающего тарифы на услуги открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и предусматривающего выделение локомотивной составляющей тарифа в необходимой валовой выручке субъекта регулирования (с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 2991-р).
Правительством Российской Федерации принято решение о переходе
на долгосрочное тарифное регулирование в сфере грузовых железнодорожных перевозок с использованием, начиная с 2019 года, принципа «инфляция минус», то есть индексы изменения тарифов на 2019 – 2025 годы определяются по формуле, исходя из средневзвешенного индекса потребительских цен минус 0,1 процентного пункта (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 2991-р).
При принятии решения о долгосрочных параметрах индексации грузовых тарифов с использованием указанного принципа предполагалось сохранение стабильной регуляторной среды, а также сохранение в ОАО «РЖД» эффектов от реализации инвестиционных и оптимизационных программ.
Однако в настоящее время наблюдаются существенные отклонения, особенно в части макроэкономических предпосылок, приводящих к изменению объемов и структуры грузовой базы, тенденция по изменению которых началась еще в 2003 году. В первую очередь это касается сырьевых, низкостоимостных (убыточных для ОАО «РЖД») грузов. Это приводит к усилению тарифных диспропорций, а также к формированию дефицита источников финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД».
При этом долгосрочная тарифная модель должна быть ориентирована на устранение тарифных преференций и искажение ценовых сигналов относительно реальной стоимости перевозок отдельных видов грузов.
Указанная работа в настоящее время проводится причастными федеральными органами исполнительной власти совместно с ОАО «РЖД» в рамках разработки новой модели государственного тарифного регулирования в области грузовых железнодорожных перевозок с вводом ее в действие с 2026 года в соответствии с решением, принятым на совещании Правительства Российской Федерации (протокол от 12 ноября 2019 г.
№ ДМ-П9-76пр, п.9).
Обеспечение перевозки скоропортящихся грузов.
Пунктом 1 раздела «III Агропромышленный комплекс» Плана мероприятий предусмотрены меры стимулирования производства вагонов для перевозки скоропортящихся грузов, разного вида плодов, в том числе картофеля и овощей.
По состоянию на 1 декабря 2020 г. рабочий парк изотермических вагонов собственности Российской Федерации составил 4,3 тыс.ед. (-19% к прошлому году), в том числе:
- вагонов-термосов (ВТ) – 772 ед.;
- ИВ-термосов, переоборудованных из крытых вагонов, – 1287 ед.;
- ИВ-термосов, переоборудованных из рефрижераторных вагонов – 2018 ед.;
- рефрижераторных вагонов (ГРПС) – 195 ед.;
- АРВ – 15 ед.
В результате продления срока службы данным типам вагонов массовое списание специализированного рефрижераторного и изотермического подвижного состава, которое ожидалось в период 2017 – 2019 гг., перенесено на 2025 – 2030 гг.
В то же время, в ожидании списания вагонов, операторы закупали парк крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров, который с 2017 года увеличился на 30% и составил 5,2 тыс. единиц, что способствовало сохранению достаточного количество погрузочных ресурсов для перевозок скоропортящейся продукции.
В свою очередь Армавирский машиностроительный завод – филиал Новозыбковского машиностроительного завода выпустил инновационный вагон-термос модели 16 - 6962 с осевой нагрузкой 25тс.
В 2019 году на сеть поступило 2 таких вагона. В 2020 году поставок новых вагонов не отмечается.
Во избежание возникновения дефицита вагонов целесообразно рассмотреть вопрос введения мер государственной поддержки, направленных на стимулирование закупки новых образцов изотермического подвижного состава по аналогии с мерами, направленными на стимулирование закупки промышленного тягового подвижного состава и грузовых вагонов в 2017 – 2018 гг.
Справочно: в мае 2017 года было принято постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на возмещение части затрат, связанных с приобретением промышленного тягового подвижного состава и вагонов-дизель-генераторов, в 2017 году» (№545 от 10 мая 2017 г.).
В феврале 2018 года было принято постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на возмещение части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава» (№175 от 20 февраля 2018 г.).
Создание стимулирующих тарифных условий перевозки сельскохозяйственных грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 1 раздела «III Агропромышленный комплекс» Плана мероприятий предусмотрены предложения по тарифам на перевозки сельскохозяйственных грузов железнодорожным транспортом в рамках разработки нового грузового прейскуранта.
В рамках действующей тарифной системы продовольственные грузы отнесены к грузам второго базового тарифного класса. К тарифам на перевозку зерновых грузов применяются понижающие коэффициенты, что позволяет обеспечить равные условия для всех территориально удаленных от рынков сбыта производителей, обеспечить сопоставимый уровень затрат при транспортировке зерна из различных регионов за счет сокращения разрыва в уровне тарифа в зависимости от дальности перевозки, а также расширить географию поставок зерна (коэффициент 0,33 за расстояние, превышающее 2000 км, на перевозку зерновых и зернобобовых культур, семян сои и продукции мукомольно-крупяной промышленности; коэффициент 0,28 за расстояние, превышающее 2500 км, на перевозку шрота кормового, не поименованного в алфавите, шрота, содержащего не более 1,5% масла и не более 11% влаги, и жмыхов, содержащих более 1,5% масла и не более 11% влаги).
В 2019 году в соответствии с действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 406 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна» перевозки пшеницы, ячменя и зерна кукурузы железнодорожным транспортом по ряду направлений перевозок осуществлялись без оплаты тарифа. Потери в доходах ОАО «РЖД» в этом случае компенсировались за счет субсидий из федерального бюджета.
В рамках имеющихся полномочий ОАО «РЖД» на 2020 год был установлен ряд понижающих коэффициентов:
0,5 на перевозки зерновых грузов в собственных (арендованных) вагонах через погранпереход Самур (эксп.) Северо-Кавказской железной дороги с дальнейшим проследованием погранперехода Беюк-Кясик - Гардабани. Понижающий коэффициент действует с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. включительно (протокол правления ОАО «РЖД» от 3 декабря 2019 г. № 60);
0,62 на перевозки зерновых и зернобобовых культур в вагонах-зерновозах на расстояние до 400 км (включительно) в порты Азово-Черноморского бассейна назначением на припортовые станции Северо-Кавказской железной дороги. Понижающий коэффициент действует с 1 марта по 31 июля 2020 г. включительно и с 1 марта по 31 июля 2021 г. включительно (протокол правления ОАО "РЖД" от 30 декабря 2019 г. № 85);
0,75 на внутрироссийские и экспортные перевозки шрота кормового, не поименнованного в алфавите в собственных (арендованных) вагонах со ст. Шиповка Калининградской железной дороги назначением на ст. Московской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог с участием железнодорожно-паромной переправы Балтийск - Усть-Луга. Понижающий коэффициент действует при условии выполнения в 2020 году гарантированного объема шрота кормового, не поименнованного в алфавите в собственных (арендованных) вагонах со ст. Шиповка КЛГ с участием железнодорожно-паромной переправы Балтийск - Усть-Луга в размере не менее 2150 вагонов. Понижающий коэффициент действует с
1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. включительно (протокол правления ОАО «РЖД» от 2 декабря 2019 г. № 67).
0,796 на перевозки грузов второго и третьего тарифного класса в рефрижераторных контейнерах между годами миллионниками в направлении с запада на восток. Понижающий коэффициент действует с 1 января по 31 декабря 2020 г. включительно (протокол правления ОАО «РЖД» от 2 декабря 2019 г. № 67);
0,62 на перевозки зерновых и зернобобовых культур в вагонах-зерновозах на расстояние до 400 км (включительно) в порты Каспийского бассейна назначением на припортовые станции Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог. Понижающий коэффициент действует с 1 июля 2020 г. по 30 июля 2021 г. включительно (протокол правления ОАО «РЖД» от 1 июня 2020 г. № 29);
0,5 на внутрироссийские перевозки ряда грузов, в том числе сельскохозяйственных, на расстояние до 720 км. Понижающий коэффициент действует с 20 июня по 31 декабря 2020 г. (протокол правления ОАО «РЖД» от 1 июля 2020 г. № 29);
0,59 на внутрироссийские перевозки плодоовощной продукции в крытых вагонах со станций Приволжской и Северо-Кавказской железных дорог на станции Куйбышевской, Московской, Октябрьской, Горьковской и Свердловской железных дорог при расстоянии перевозки до 3000 км включительно. Понижающий коэффициент действует с 1 июля по 31 октября 2020 г. (протокол правления ОАО «РЖД» от 2 марта 2020 г. №7).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 5 «Об определении объемов зерновых грузов, закупленных по цене не ниже предельных уровней минимальных цен на зерно урожая соответствующего года в целях проведения государственных закупочных интервенций, установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в отношении субъектов Российской Федерации, на станции железных дорог которых осуществляются перевозки зерновых грузов железнодорожным транспортом» определены объемы перевозок зерновых грузов по льготным тарифам, установленным в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 406 (приказ зарегистрирован Минюстом 11 февраля 2020 г. и вступит в силу с 23 февраля 2020 г.).
При этом на период до 2026 года в отношении перевозок всех сельскохозяйственных грузов, в том числе скоропортящейся плодоовощной продукции (вопрос 8), сохраняются предусмотренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 2991-р принципы долгосрочного тарифообразования, включая параметры индексации грузовых тарифов на 2019-2025 годы.
Развитие услуг электронной торговой площадки «Грузовые перевозки».
Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (далее – ЭТП ГП) является инструментом недискриминационного доступа к услугам ОАО «РЖД».
В настоящий момент развитие ЭТП ГП осуществляется ее оператором – ООО «Цифровая логистика» совместно с Центром фирменного транспортного обслуживания.
Сегодня ЭТП ГП — это более 6000 пользователей (рост к прошлому году +1200) и их число постоянно растет. К платформе присоединились 97 поставщиков услуг (рост к прошлому году +29), среди которых:
- 82 оператора подвижного состава;
- 8 стивидорных компании;
- 3 терминально-складских оператора, в том числе Терминально-складская дирекция ОАО «РЖД» с её разветвленной сетью.
Для поставщиков (операторов подвижного состава, операторов припортовых терминалов) разработано интерфейсное взаимодействие ЭТП ГП с поставщиками услуг. Реализовано программное обеспечение «Облачного сервиса» для поставщиков (операторов, портов, терминалов) по реализации услуг на ЭТП ГП. Благодаря этому поставщикам не требуется нести дополнительные затраты на собственную информатизацию.
Для привлечения новых поставщиков вагонов и повышения активности уже присоединившихся, с учетом инициативы СОЖТ, было принято решение о сокращении с 1 июня 2019 г. размера агентского вознаграждения с 1% до 0%.
При этом для соблюдения налогового законодательства и норм гражданского права взимается символическая плата – 1 рубль в день или 30 руб. в месяц без НДС (соответствующие изменения в оферту внесены Обществом).
В текущем году, для операторов:
- Снята обезличенность поставщика и грузовладельца на стадии предзаказа. Это делает более коммерческим формат взаимодействия между клиентом и поставщиком на ЭТП ГП. Это позволяет операторам сохранить существующую грузовую базу, а также снять проблему со встречными порожними пробегами. Снятие обезличенности было также требованием СОЖТ.
- Реализован сервис онлайн управления парком порожних вагонов на пространстве ОАО «РЖД», данный сервис также доступен нерезидентам.
О разработке транспортного баланса железнодорожного, трубопроводного, водного и автомобильного транспорта, а также выработка соответствующих механизмов регулирования межвидовой конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
Пунктом 13 раздела «XVII. Транспортные услуги» Плана мероприятий предусмотрена разработка транспортного баланса железнодорожного, трубопроводного, водного и автомобильного транспорта, а также выработка соответствующих механизмов регулирования межвидовой конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
В соответствии с письмами Министерства транспорта Российской Федерации от 27.02.2018 № 04-04/3936-ИС и от 09.04.2018 № 04-04/7425-ИС
по разработке транспортно-экономического баланса железнодорожного, трубопроводного, водного и автомобильного транспорта ОАО «РЖД» направило свои предложения письмом от 25.04.2018 № ИСХ-8145 по разработке транспортно-экономического баланса и подготовке комплекса мер государственной политики для повышения сбалансированности транспортной системы России.
Коме того, письмом от 07.07.2018 №ИСХ-13109 ОАО «Российские железные дороги» согласовало проект технического задания на выполнение научно-исследовательской работы «Обеспечение сбалансированности рынка транспортных услуг на основе транспортно-экономического баланса (ТЭБ) железнодорожного, трубопроводного, внутреннего водного и автомобильного транспорта и выработка экономических механизмов его регулирования», полученный письмами Министерства транспорта Российской Федерации от 14.06.2018 № 05-05/12735-ИС и от 15.06.2018 № 04-04/12819-ИС.
[1] См. п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».