Отраслевая конференция «Строительство железных дорог. Новые задачи и механизмы их реализации» прошла при поддержке Росжелдора и Союза строителей железных дорог в рамках «Транспортной недели – 2019». В мероприятии приняли участие руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Чепец, заместитель Министра транспорта РФ Владимир Токарев, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Владислав Онищенко, представители ОАО «РЖД», транспортных компаний и подрядных организаций, ведущих проектных и исследовательских институтов в области железнодорожного транспорта.
Открывая дискуссию, Владимир Чепец напомнил о том, что основным приоритетом в развитии железнодорожной инфраструктуры на ближайшую перспективу является выполнение целевых показателей, предусмотренных Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Программный для отрасли документ разработан в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Росжелдор является участником четырех федеральных проектов: «Железнодорожный транспорт и транзит», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Коммуникации между центром экономического роста» и «Северный морской путь», в составе которых предусмотрена реализация 13 подпроектов. В числе наиболее значимых: мероприятия по развитию пропускной и провозной способности инфраструктуры, направленные на увеличение транзитного контейнеропотока в 4 раза, первый и второй этапы модернизации БАМа и Транссиба, развитие инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, а также модернизация Центрального транспортного узла, включающая создание Московских центральных диаметров (МЦД). В настоящий момент в Правительстве РФ находится на рассмотрении и проект создания высокоскоростной магистрали.
Отдельно в своем докладе Владимир Чепец остановился на задачах по развитию Восточного полигона. Общая стоимость проекта составляет 520,5 млрд рублей. Планируется, что по итогам первого этапа реализации Восточный полигон должен иметь пропускную способность 120 млн тонн (+66,8 млн тонн к уровню 2012 года). «В настоящий момент в постоянную эксплуатацию введено 34 станции – это 158,5 км путей, 28 разъездов, 154 км дополнительных главных путей, 40 тяговых подстанций, 15 постов секционирования. Произведена реконструкция контактной сети, обновлено почти 5 тыс. км путей и многое другое. Можно сделать вывод, что целевые показатели выполнены в полном объёме», – сообщил Владимир Чепец. В своем выступлении он также сделал акцент на вопросе кадрового обеспечения отрасли – ключевом факторе, с которым предстоит работать при дальнейшем развитии транспортной инфраструктуры отдалённых регионов страны.
В настоящий момент отрасль столкнулась с дефицитом высококвалифицированных специалистов в условиях необходимости реализации значительного объема инфраструктурных проектов, поддержал тему Владимир Токарев.
Он подчеркнул, что основная проблема профильного образования связана с тем, что строительная теория значительно отстает от современных реалий. В данных условиях необходимо сохранять и наращивать кадровый потенциал отрасли, привлекать к научному сопровождению строительства объектов железнодорожного транспорта вузовскую науку. Одним из актуальных направлений деятельности для Минтранса России и ОАО «РЖД» является работа по упрощению подходов в сфере строительства, отметил Владимир Токарев. Для снижения рисков и издержек при строительстве требуется четкое взаимодействие участников инвестиционного процесса в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности – заказчика, проектировщиков, органов экспертизы, эксплуатирующих организаций, генеральных подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков строительных материалов и оборудования.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Андрея Макарова, в настоящий момент одной из актуальных проблем в сфере строительства железных дорог является наличие временных и административных ограничений, предусмотренных нормативно-правовой базой. Андрей Макаров сообщил о том, что совместно с Минтрансом России подготовлен проект о внесении изменений в ФЗ «О железнодорожном транспорте» в целях реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Он включает в себя положения о возможности выполнения подготовительных работ до получения разрешения на строительство, упрощения изъятия земельных участков и сокращения срока проведения государственной экологической экспертизы. Эти предложения получили поддержку председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.
Кроме того, ОАО «РЖД» в тесном сотрудничестве с Минтрансом РФ разработало проект изменений в федеральный закон «Об охране озера Байкал». Это позволит в полном объеме реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры Восточного полигона, поскольку работы необходимо проводить в особо охраняемой природной зоне. Ожидается, что уже в следующем году данные ограничения на реализацию проектов ОАО «РЖД» будут сняты.
О перспективах и ходе реализации проекта Московские центральные диаметры рассказал заместитель генерального директора – начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов ОАО «РЖД» Олег Тони. В рамках первого этапа реализации проекта МЦД уже в 2019 году будет произведен запуск движения по первым двум маршрутам: МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Нахабино – Подольск. Это позволит обеспечить совмещенное движение поездов МЦД в общем графике с другими пригородными поездами и минимальным интервалом движения 5-6 минут. Существуют планы по развитию пригородно-городского движения и в Санкт-Петербургской агломерации. В рамках реализации основных мероприятий, осуществление которых запланировано не ранее 2030-го года, специалистами предусматривается строительство двух обходов с целью переноса грузового движения в пригород и частичного перераспределения сортировочной работы с транзитными вагонопотоками со станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский на станции Шушары и Волховстрой.
Заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Владимир Федосеев подробно остановился на аспектах деятельности, направленной на оптимизацию сроков прохождения государственной экспертизы проектной документации и внедрении технологии информационного моделирования (BIM) при экспертизе инфраструктурных объектов, реализуемых ОАО «РЖД». В настоящий момент количество отрицательных заключений по объектам ОАО «РЖД» составляет всего 10,4%. Практически в каждом отрицательном заключении остаются недоработанными разделы экологического направления: инженерно-экологические изыскания, охрана окружающей среды и санитарно-эпидемиологическая безопасность. По словам Владимира Федосеева, нужно находить консенсус. И совместно с ОАО «РЖД» будет продолжена разработка совместных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и отраслевых стандартов, необходимых для применения ВIМ-технологий, подготовка методических документов и технических решений в части автоматизации процессов рассмотрения проектной документации и обмен данными о ходе экспертизы.
Отраслевая конференция «Строительство железных дорог. Новые задачи и механизмы их реализации»