Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
Обычная версия
Настройки
Интервал между буквами

Об участии Росжелдора в общественных слушаний на тему: Безопасность на железнодорожном транспорте: проблемы, пути решения

24 сентября рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по транспорту совместно с общественными советами Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обсудили актуальные вопросы обеспечения безопасности пассажиров и пользователей услуг железнодорожного транспорта.

От Федерального агентства железнодорожного транспорта в мероприятии принял участие руководитель Управления транспортной безопасности Юрий Егоренков, а также ряд членов Общественного совета при Росжелдоре.

Участники заседания отметили значительную работу, проводимую на железнодорожном транспорте по обеспечению безопасности движения поездов, безопасности пассажиров, повышению качества их обслуживания, профилактике случаев травматизма.

В ходе обсуждения отмечено, что в последние годы на сети железных дорог России получило распространение социальное опасное явление, так называемый «зацепинг». Молодые люди, в нарушение правил безопасного поведения на железной дороге, пытаются совершить поездку на внешних элементах железнодорожного подвижного состава и получают травмы, часто не совместимые с жизнью. С начала 2019 года было травмировано более 200 «зацеперов», около 70% из них - смертельно, в том числе 39 подростков.

При этом в социальных сетях большую популярность получают видеозаписи и фотографии о поездках «зацеперов». Желание стать известными, набрать как можно больше просмотров своего видео или фото заставляет молодых людей рисковать здоровьем и жизнью, совершать противоправные, смертельно опасные действия и вовлекать в эту деятельность новых участников, в том числе посредством публикаций в социальных сетях. Эти видеозаписи часто транслируются и средствами массовой информации.

Особое внимание эксперты уделили вопросам, связанным с обеспечением сохранения жизни и здоровья людей на железнодорожных путях. Согласно статистике основной их причиной является нарушение Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 8 февраля 2007 г. № 18. Самым распространенным нарушением является переход граждан через пути в неустановленных местах.  Одной из причин нарушения гражданами Правил является низкий размер штрафа за проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора и переход через железнодорожные пути в неустановленных местах, который составляет 100 рублей.

Снижение количества случаев непроизводственного травматизма также может быть обеспечено за счет строительства пешеходных переходов, мостов, тоннелей, не имеющих выхода на железнодорожную инфраструктуру.

Для этого необходимо законодательно разграничить источники финансирования проектирования, строительства, реконструкции и содержания пешеходных мостов (тоннелей) в зависимости от их назначения - служить транзитному пропуску пешеходов или обеспечивать доступ к железнодорожному транспорту. Строительство и реконструкцию транзитных мостов и туннелей, которые предназначены для прохода к объектам социальной и жилой инфраструктуры, предлагается финансировать за счет региональных и местных бюджетов.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник департамента безопасности движения Шевкет Шайдуллин в своем выступлении сделал акцент на принятии мер по обеспечению безопасности пассажиров. Он отметил, что значительной проблемой в области обеспечения безопасности являются факты нарушения общественного порядка отдельными пассажирами: существенно растет количество правонарушений, допускаемых в поездах дальнего следования, связанных с употреблением алкогольной продукции, курением в вагонах, в результате чего создается угроза жизни других пассажиров в обеспечении безопасности перевозочного процесса.

«По мнению компании “Российские железные дороги”, необходимо внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях норму, предусматривающую ответственность за совершение противоправных деяний на железнодорожном транспорте, усилить административную ответственность за потребление алкогольной продукции в запрещенных местах, нарушение запрета на курение табака на пути следования и на вокзалах», — пояснил Шайдуллин.

Депутат Государственной думы, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев отметил проблему безбилетного проезда.

«Нарушение правил проезда и безбилетный проезд должны быть административными правонарушениями, чтобы этим могли заниматься контролирующие органы, то есть в статью 1.18 КоАП нужно вернуть ответственность за безбилетный проезд, при этом сумма штрафа должна покрывать затраты специальных служб, связанных с выявлением и оформлением указанных административных правонарушений. И до сих пор остается открытым вопрос, кто будет собирать и оформлять эти штрафы? Это вопросы, которые требуют дополнительного обсуждения», — отметил он.

Заместитель начальника Главного управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации Василий Ярцев рассказал о проводимой профилактической работе: «В целях снижения преступности на объектах железнодорожного транспорта органами внутренних дел проведено свыше полутора тысяч различных мероприятий оперативно-профилактического характера, в том числе такие как “Пассажир”, “Дети и поезд” и ряд других. Проводится работа по профилактике имущественных преступлений. Принятые меры способствовали снижению преступности более чем на 12 процентов».

Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Александр Быков отметил, что за восемь месяцев отчетного периода в целом отмечается снижение дорожно-транспортных происшествий на 12 процентов, количество погибших снизилось на 37 процентов, раненых — на пять: «Пресечено свыше 36 тысяч нарушений правил движения через железнодорожные пути. В настоящее время МВД прорабатывается вопрос по обеспечению регионов на железнодорожных переездах оборудованием средствами фото- и видеофиксации».

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Гулин попросил усилить требования к иностранным подвижным составам: «Российский парк для перевозки пассажиров постоянно обновляется, но к нам заезжает иностранный подвижной состав, который современным требованиям безопасности и обслуживания пассажиров не соответствует, а контроль за этим осуществляет перевозчик и владелец инфраструктуры на основании международных соглашений, поэтому прошу усилить этот контроль с российской стороны».

Об общественном контроле в сфере железнодорожного транспорта рассказал председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров.

«В настоящее время внедряется навигатор безопасности движения: человек, который увидел определенную неисправность или нарушение, может оперативно в режиме онлайн сообщать руководителю, что то или иное нарушение нужно устранить, — сказал он, отметив необходимость усиления профилактической работы с населением по безопасности на железнодорожных путях. — Нужно повышать штрафные санкции, нужно выстраивать посты, дружины, чтобы люди не нарушали правила».

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий попросил обратить внимание на решение проблемы доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных граждан на железнодорожном транспорте.

«Люди на инвалидных колясках практически лишены возможности для передвижения, нет пандусов, которые дают возможность подняться на платформу, особенно если нет платформы, которая предусматривается строительными нормами и правилами», — отметил он, добавив, что отрасли необходимо обратить внимание на демонтаж ведомственных подъездных путей и узкоколейных железных дорог.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин поднял вопрос о культуре безопасности и предложил ужесточить ответственность за правонарушение не административной ответственностью, а уголовной мерой пресечения. Кроме того, в борьбе с безбилетным проездом общественник предложил проводить большую профилактическую работу через внесение изменений в программы общего образования: «Необходимо ввести в школьный предмет “Безопасность жизнедеятельности” знакомство с основами правил поведения на железнодорожном транспорте».

С предложениями и рекомендациями по теме заседания выступили член Общественного совета при Росжелдоре Наталья Терешина и ответственный секретарь комиссии по транспортной безопасности Общественного совета при Росжелдоре Дмитрий Ремесков.

По итогам общественных слушаний составлен ряд рекомендаций, связанных с обеспечением безопасности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. В частности, ОАО «Российские железные дороги» рекомендовано продолжить работу по обеспечению доступности пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта для маломобильных групп пассажиров, а Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ рассмотреть вопрос ограничения доступа к материалам, пропагандирующим несанкционированные поездки на внешних элементах железнодорожного подвижного состава («зацепинг»), размещаемым в сети Интернет.