Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
Обычная версия
Настройки
Интервал между буквами

Интервью руководителя Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимира Артемченко газете «Транссиб» в связи с 10-летием образования Управления.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ -
НА НОВЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

 

Оказывать целый ряд государственных услуг, быть арбитром между владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования и дорогой, очень непросто, однако на протяжении многих лет Росжелдор успешно справляется с этой задачей.

Сибирское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) действует на территории Сибирского федерального округа. Оно взаимодействует сразу с тремя железными дорогами: Восточно-Сибирской, Красноярской и Западно-Сибирской. О взаимодействии с западно-сибирскими коллегами железнодорожниками руководителя Управления – Владимира Артемченко попросил рассказать корреспондент газеты «Транссиб».

Вопрос. Владимир Евдокимович, сколько лет ваше Управление сотрудничает с Западно-Сибирской железной дорогой?

Ответ. Для наиболее полного ответа на этот вопрос необходимо обратиться к новейшей истории железнодорожной отрасли. В ходе структурных и административных преобразований, проводимых на железнодорожном транспорте, были перераспределены функции хозяйствующего субъекта и органов государственной власти. Сегодня функции хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте фактически осуществляет ОАО «Российские железные дороги» и предприятия железнодорожного транспорта необщего пользования, функции нормотворчества возложены на Министерство транспорта Российской Федерации, функции по контролю и надзору исполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Наша организация была создана в 2004 году, поэтому 2014 год для нас является особенно важным и не только потому, что он юбилейный - это хороший этап для того, чтобы оглянуться назад, подвести определённые итоги, как говорится «сверить часы» и обсудить планы на будущее.

Вопрос. В чем именно заключается взаимодействие с магистралью, и какие задачи приходится решать чаще всего?

Ответ. Спектр задач Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта достаточно широк, вместе с тем их можно свести к одной формуле: предоставление определенного перечня государственных услуг в сфере железнодорожного транспорта на должном качественном уровне. Перечень государственных услуг, определен Положениями о Росжелдоре и Управлении и четко регламентирован целым рядом административных регламентов, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации. На сегодняшний день значительное развитие получили следующие услуги, оказываемые участникам транспортного рынка соответствующими подразделениями Росжелдора: пономерной учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров; открытие железнодорожных путей для постоянной эксплуатации; определение места примыкания железнодорожных путей; открытие и закрытие станций для работы по параграфам тарифного руководства, урегулирование разногласий в едином технологическом процессе, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос. Каковы отличия работы с Западно-Сибирской железной дорогой от работы с другими дорогами?

Ответ. Действительно, работа с этой дорогой имеет определенные особенности и связаны они, прежде всего, с теми значительными объемами работ, которые дорога выполняет на сети железных дорог России. Хорошо известно, что Западно-Сибирская железная дорога лидирует по показателям погрузки не только в нашем регионе деятельности, то есть Сибирском федеральном округе, но и на всей сети железных дорог: на ее долю приходится более 20% всех грузов. Конечно, это обстоятельство предъявляет особые требования к уровню развития железнодорожной инфраструктуры, как общего, так и необщего пользования. За последний год на полигоне этой дороги, с нашим участием введены в постоянную эксплуатацию 20 железнодорожных путей необщего пользования, общей протяженностью почти 40 км, а так же определено 45 мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего и необщего пользования. Западно-Сибирская железная дорога проводит активную работу по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования в местах примыкания железнодорожных путей необщего пользования с большим объемом погрузки массовых грузов (уголь, руда), по устранению узких мест на железнодорожных станциях, участках и линиях (повышение пропускной способности). В связи с этим, за последние пару лет, при участии наших специалистов, открыты для постоянной эксплуатации вновь построенные железнодорожные пути общего пользования на ст. Тайга, ст. Алтайская, получены приказы Росжелдора о возможности примыкания железнодорожных путей общего пользования к железнодорожным путям общего пользования на железнодорожных станциях Входная, Иртышская, Спиченково, на перегонах Латыши – Правотомск, Белово – Бочаты. Кроме того, только за 2013 год нами были подготовлены 4 заключения о возможности открытия 4 железнодорожных станций (ст. Бийск по 8Н,10Н ТР№4, ст. Томск-Грузовой по параграфу 1, ст. Обнорская по 10Н, ст. Новокузнецк – Северный по 8Н,10Н). Эти цифры хорошо иллюстрирует особенности работы Сибирского территориального управления с Западно-Сибирской железной дорогой.

Вопрос. Вы сказали, что транспортная безопасность также находится в ведении Росжелдора, какие мероприятия проводятся в целях ее обеспечения?

Ответ. Это направление очень актуально сегодня. В подтверждение этому скажу, что буквально накануне подписан федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Указанным федеральным законом вносятся изменения в действующий федеральный закон «О транспортной безопасности». В частности, вводятся новые понятия, уточняются существующие термины, устанавливаются новые и корректируются уже имеющиеся процедуры в рамках обеспечения транспортной безопасности.

Так, на сегодняшний день, наше Управление выполняет следующие основные функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта  и объектов транспортной инфраструктуры  метрополитенов:

-         внесение предложений по присвоению категорий объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам железнодорожного транспорта и объектам транспортной инфраструктуры метрополитенов с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

-         подготовку проектов заключений об утверждении или об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры метрополитенов в целях принятия Росжелдором решения об утверждении или об отказе в утверждении указанных результатов;

-         подготовку проектов заключений об утверждении или об отказе в утверждении разработанных планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры метрополитенов.

Только за последние три года, в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств внесено свыше двухсот объектов транспортной инфраструктуры, утверждены результаты проведенной оценки уязвимости. Вместе с тем, есть случаи отказа в утверждении разработанных планов обеспечения транспортной безопасности. Основной причиной отказа в утверждении планов обеспечения транспортной безопасности является несоответствие содержания планов обеспечения транспортной  безопасности требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами. Нередкими являются случаи поступления на утверждение планов обеспечения транспортной безопасности, сопровождаемых неполным пакетом необходимых документов. В 2014 г. в Росжелдор уже внесены  предложения по присвоению категорий более полутора сотен объектов транспортной инфраструктуры Западно-Сибирской железной дороги. Учитывая тот факт, что на настоящий момент необходимо разработать и утвердить планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, результаты оценки уязвимости которых уже утверждены, нам предстоит осуществить большую работу, направленную на выполнение требований обеспечения транспортной безопасности.

Вопрос. Чем еще приходится заниматься вашему Управлению помимо сугубо железнодорожной сферы?

Ответ. Законодательством предусмотрено, что государственные услуги могут оказываться Росжелдором как непосредственно, так и через подведомственные ему предприятия и учреждения. Утвержден перечень организаций, находящихся в ведении Росжелдора. В границах деятельности нашего Управления расположен целый ряд организаций, в отношении которых Росжелдор осуществляет полномочия учредителя. Среди них необходимо отметить федеральные государственные образовательные учреждения – Омский, Сибирский, Иркутский государственные университеты путей сообщения, включая филиалы, осуществляющие подготовку специалистов по программам высшего и среднего профессионального образования, а также филиал Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте. Это особый ответственный блок задач, ведь, по сути, задача подготовки высококвалифицированных трудовых специалистов для железнодорожного транспорта – это обязательное условие его успешного развития в будущем. Отрадно отметить, что именно плодотворное сотрудничество Западно-Сибирской железной дороги в сфере подготовки кадров с подведомственными Росжелдору образовательными учреждениями позволяет успешно выполнять подготовку кадров для предприятий железнодорожного транспорта. Развитие железнодорожного транспорта требует  своевременного и качественного научного сопровождения, поэтому большое внимание уделяется обеспечению связи с производством. Научные разработки наших университетов хорошо известны не только на родной железной дороге, но и в других регионах.

Помимо образовательных учреждений в границах Управления есть и еще три подразделения, также находящиеся в ведении Росжелдора – это филиалы Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Западно-Сибирской, Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорогах. Работа подразделений ведомственной охраны органично вписана в технологию грузовых перевозок, в систему обеспечения безопасности движения и другие элементы перевозочного процесса на железных дорогах. Таким образом, спектр задач, выполняемых Сибирским территориальным управлением Росжелдора, действительно значителен, но, так или иначе, он обязательно неразрывно связан с деятельностью железнодорожного комплекса.

Вопрос. Некоторые считают Росжелдор контролирующей организацией, так ли это?

Ответ. В определенной степени это заблуждение. Конечно, контроль исполнения собственных поручений, вопросов относящихся к компетенции Управления – это неотъемлемый элемент любой управленческой деятельности. Так, например, в прошедшем 2013 году, Управление, совместно с подразделениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора принимало участие в проверке целевого расходования субсидий федерального бюджета, выделяемых Росжелдором на проведение капитального ремонта железнодорожного пути на Западно-Сибирской железной дороге, или, например, оценивало результаты выполнения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на Новосибирском метрополитене, также финансируемых Росжелдором. Но в целом, законодательством четко определено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере железнодорожного транспорта является Ространснадзор. Возможно, этому заблуждению способствует и тот факт, что на протяжении всех 10 лет нашей работы мы являемся не просто коллегами, а соседями, так как фактически расположены и трудимся с коллегами из Госжелдорнадзора в одном и том же здании по адресу Новосибирск, ул. Омская, д. 86а.

Вопрос. Расскажите о планах на будущий обозримый период.

Ответ. Фактический объем оказываемых нами государственных услуг определяют потребности пользователей таких услуг, то есть предприятий железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Поэтому объемы и перечень востребованных государственных услуг находятся в непосредственной связи с состоянием и функционированием конкретных предприятий отрасли железнодорожного транспорта: это и потребность в обновлении подвижного состава, необходимость путевого развития, специализация работы станций, требования к уровню подготовки кадров, предъявляемые работодателем, уровень защищенности объектов транспортной инфраструктуры, реализуемые в регионе проекты развития транспортной инфраструктуры и т.д.

Вместе с тем, процесс оказания государственных услуг постоянно совершенствуется. Сегодня нами реализуется целый комплекс мероприятий, призванных повысить уровень качества государственных услуг, сократить сроки их предоставления, внедрить технологии электронного взаимодействия. Поэтому наша приоритетная задача на будущий период – это обеспечить качественный уровень, предоставляемых государственных услуг на уровне, соответствующем современным потребностям железнодорожного транспорта России.