14 августа 2015 года в Росжелдоре прошло очередное заседания Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта. На повестке дня стояло два вопроса
1.Итоги работы Росжелдора в первом полугодии и перспективы до конца 2015 года;
2. Разработка нормативных актов Росжелдора, необходимых для реализации требований Федерального закона от 03 февраля 2014 г. № 15-ФЗ в части аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
В работе заседания помимо членов Совета Росжелдора приняли участие: заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.С. Цыденов, первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» В.Н. Морозов, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифоров, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Е.И. Дитрих, а также руководители территориальных управлений Агентства, ректоры высших учебных заведений, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта.
Официальная часть заседания началась с приятного момента – церемонии награждения работников железнодорожного транспорта заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.С. Цыденовым, и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта В.Ю. Чепцом, первым вице-президентом ОАО «РЖД» В.Н. Морозовым.
В своем выступлении, открывающем заседание Совета, заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.С. Цыденов особое внимание уделил вопросу выполнения плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, соблюдения принципов равномерного, рационального и эффективного расходования средств федерального бюджета во втором полугодии 2015 года. А.С. Цыденов отметил актуальность осуществления внутреннего контроля за целевым использованием средств, предназначенных на развитие железнодорожной инфраструктуры с целью реализации инвестиционных проектов в установленные сроки и поручил –обеспечить контроль за реализацией инвестиционных проектов, своевременное их финансирование, при необходимости обеспечить своевременное внесение изменений в паспорта проектов и инвестиционные соглашения.
Глава Росжелдора В.Ю. Чепец в своём выступлении особое внимание уделил предоставляемым Росжелдором государственным услугам, но при этом отметил, что, неблагоприятные изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации не могли не отразиться на показателях работы железнодорожной отрасли.
Например, объем погрузки РЖД за январь-июль этого года снизился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а грузооборот - на 0,3%.
Погрузка грузов на Крымской железной дороге за отчетный период сократилась практически в 3 раза. Это обусловлено тем, что значительно уменьшились объемы перевозок на территорию Украины.
По словам главы Агентства, в рамках решения задач по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта складывается неоднозначная картина. С одной стороны, благодаря государственной поддержке, а также за счет собственных средств ОАО «РЖД» развивается инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, а с другой стороны – наблюдается спад активности строительства железнодорожных путей необщего пользования.
Например, за 6 месяцев этого года Агентством открыто для постоянной эксплуатации 105 км новых железнодорожных путей общего пользования (на участках Карымская – Забайкальск Забайкальской ж.д., на Сочинских объектах и другие), а за весь 2014 год - 122 км.
При этом негативный момент заключается том, что большое количество путей общего пользования остается открытыми только для временной эксплуатации, и ОАО «РЖД» не графика их ввода в постоянную эксплуатацию. В частности, на сегодняшний день в режиме временной эксплуатации на Северо – Кавказской железной дороге находится 20 объектов, в том числе - 2 объекта Олимпийского значения, на Горьковской железной дороге – в течение 2 лет временно эксплуатируется высокоскоростной участок Петушки-Нижний Новгород.
Но особое удивление вызывает участок Коротчаево - Новый Уренгой Свердловской железной дороги, который был принят во временную эксплуатацию еще в 1983 году и в таком состоянии функционирует до сих пор.
Сложившаяся ситуация самым негативным образом влияет на пользователей услугами железнодорожного транспорта.
В части железнодорожных путей необщего пользования необходимо отметить, что прослеживается общая тенденция к сокращению числа строящихся подъездных путей по причине достаточно обременительных условий, предъявляемых владельцем инфраструктуры при формировании технических условий на примыкание.
Соответственно, количество желающих строить свои пути уменьшается, что приводит к тому, что груз уходит с железных дорог на альтернативные виды транспорта.
Это подтверждается тем, что за отчетный период Росжелдором выдано всего 10 разрешений на примыкание новых подъездных путей к существующим путям ОАО «РЖД», в то время как в прошлом году – 43.
Но в тоже время подводить итоги по этому направлению в середине года, в разгар строительных работ, пока рано.
Растет количество открываемых железнодорожных станций. За первое полугодие Агентством уже открыто 157 станций для выполнения коммерческих операций, немного меньше, чем за весь 2014 год - 186. Причем около 70% станций открыто для работы с крупнотоннажными контейнерами по параграфам 11н и 12н Тарифного руководства № 4, что свидетельствует об увеличении рынка контейнерных перевозок в России и является позитивным моментом, так как контейнеризация является одним из основных показателей эффективности производства и оценки развития государства.
Закрыто для выполнения всех или отдельных операций 89 станций, за 2014 год - 121. При этом почти половина из принятых в этом году решений о закрытии касается пассажирских операций - закрываются багажные отделения, кассы дальнего следования. Учитывая общую направленность на развитие инфраструктуры и повышение доступности транспортных услуг, этот момент можно отметить, как негативный.
Еще одна ключевая государственная услуга, предоставляемая Росжелдором – пономерной учет вагонов.
В первом полугодии 2015 года проведен пономерной учет в отношении 580 тысяч грузовых вагонов, что остается на уровне аналогичного периода прошлого года.
В отношении 43 тысяч грузовых вагонов пономерной учет произведен по причине исключения из эксплуатации, при этом за весь прошедший год было исключено 26 тысяч вагонов. Это свидетельствует об общей тенденции к обновлению подвижного состава.
Дополнительным стимулом к списанию подвижного состава с истекшим сроком службы, наряду с переизбытком парка грузовых вагонов и вступлением в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», стало внесение изменений в Устав железнодорожного транспорта, на основании которых в апреле этого года ФСТ России издан приказ «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения», а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, в результате чего увеличена плата за нахождение подвижного состава на путях общего пользования.
Активно продолжается работа по присвоению и расширению предприятиям условных номеров клеймения. За текущий период 2015 года присвоено 23, расширено 45 условных номеров. Следует отметить, что представленный показатель уже превысил годовые результаты 2014 года (присвоено 13, расширено 38).
Налицо значительное увеличение объемов работы по сравнению с прошлым годом.
В соответствии с поручением Правительства мы продолжаем активно взаимодействовать с Крымской железной дорогой, оказывая техническую и консультативную помощь по интегрированию КЖД в общую сеть железных дорог Российской Федерации.
Росжелдором организована работа по мониторингу эксплуатационной работы КЖД, а также по подготовке оперативной информации о перевозках железнодорожным транспортом беженцев с территории Украины в Российскую Федерацию и по другим вопросам, касающимся развития Крымского федерального округа.
По поручению Правительства Агентством совместно с Крымской железной дорогой и Росграницей проведена работа по включению в границы железнодорожной станции Армянск необходимой для организации пограничного и таможенного контроля территории и расположенной на ней железнодорожной инфраструктуры предприятия «Крымский Титан» - Армянского филиала ООО «Титановые инвестиции».
Учитывая, что на Росжелдор возложены функции по осуществлению в пределах своей компетенции функций компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов, совместно с Минтрансом России подготовлен проект постановления Правительства «Об утверждении Положения по осуществлению функций компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом».
Проектом определены основные задачи и функции компетентного органа с целью обеспечения безопасности таких перевозок, а также установлен порядок его взаимодействия с заинтересованными федеральными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, владельцами инфраструктуры, перевозчиками, а также всеми участниками процесса перевозки опасных грузов.
В настоящее время проект Постановления согласован со всеми заинтересованными федеральными органами и представлен на рассмотрение в Правительство.
В целях упорядочения процедуры выдачи прав на управление локомотивом, моторвагонным подвижным составом и специальным самоходным подвижным составом Минтрансом совместно с Росжелдором подготовлен и утвержден план разработки нормативно-правового акта по совершенствованию и актуализации данной системы.
В соответствии с этим планом разработан проект о внесении соответствующих изменений в Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Учитывая, что обеспечение устойчивого и безопасного функционирования железнодорожного транспорта – одна из ключевых задач, и.о. руководителя Росжелдора В.Ю. Чепец заострил внимание на промежуточных итогах по предоставлению госуслуг в сфере транспортной безопасности.
Руководствуясь Законом «О транспортной безопасности» и в соответствии с Протоколом заседания Совета Росжелдора от 20 марта 2015 года проводится работа по аккредитации специализированных организаций в сфере железнодорожного транспорта и метрополитенов, а также по составлению перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта с последующим их категорированием и внесением в Реестр.
Проведена аккредитация 11 специализированных организаций в сфере железнодорожного транспорта и метрополитенов; продлено 10 свидетельств по аккредитации.
При этом с учетом тенденции значительного снижения объемов аккредитации специализированных организаций, стабилизации в области рассмотрения и утверждения результатов оценки уязвимости, значительно увеличилось количество представляемых на рассмотрение в Росжелдор планов обеспечения транспортной безопасности.
К концу 2014 года задачи по категорированию ОТИ Росжелдором были практически завершены. Вместе с тем, Федеральный закон №15 существенно изменил перечень ОТИ, подлежащих категорированию, в связи с чем, количество ОТИ, подлежащих категорированию увеличилось до 15 286.
Поэтому только в первом полугодии этого года откатегорировано 956 ОТИ, а за весь 2014 год – 687. Общее количество откатегорированных ОТИ за отчетный период 11 437.
Необходимо отметить, что Росжелдор завершил категорирование, утверждение результатов оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ метрополитенов.
Практически полностью завершено категорирование ТС пассажирского парка, откатегорировано 39 796 ТС, что составляет 91% от общего числа, подлежащего категорированию.
Приступить к категорированию грузовых вагонов, перевозящих грузы повышенной опасности, Росжелдор пока не может, в связи с тем, что перечень таких грузов не определен.
В.Ю. Чепец отметил, что конец 2015 – начало 2016 года будет решающим в вопросах транспортной безопасности в связи с началом реализации требований Закона «О транспортной безопасности», связанных с привлечением к защите объектов транспортной инфраструктуры аккредитованных подразделений транспортной безопасности, имеющих аттестованных в установленном порядке сотрудников, что означает новое качество реализации мер по обеспечению транспортной безопасности.
С этой целью Минтрансом России и Росжелдором проведена значительная работа по подготовке нормативных правовых актов по вопросам аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и аккредитации подразделений транспортной безопасности.
В 2015-2016 годах планируется завершить категорирование объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. С учетом внесенных в Закон «О транспортной безопасности» изменений, количество таких объектов составит немного более 15 тысяч.
В 2016 году будут реализовываться новые Требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации, которые направлены на снижение общей финансовой нагрузки на субъекты транспортной инфраструктуры в части объема проводимых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ и ТС железнодорожного транспорта и, в то же время, регламентируют конкретный круг задач в части проведения мероприятий по организации досмотра и оборудования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, что потребует обеспечения соответствующего уровня подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
С этой целью на базе подведомственных Агентству ВУЗов созданы девять учебных центров по обучению специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, которые оснащены всем необходимым оборудованием и тренажерами.
Кроме того, подготовлена программа повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделений, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС.
В целях обеспечения проведения ЧМ - 2018 Минтрансом России при участии Росжелдора подготовлены предложения в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте на 2016-2019 годы, которые включают в себя мероприятия по защите вокзальных комплексов, задействованных в транспортном обеспечении ЧМ - 2018 за счет федерального бюджета. Вместе с тем, это не означает, что субъекты транспортной инфраструктуры должны самоустраниться от первостепенной реализации всего комплекса мер обеспечения транспортной безопасности на данных объектах, возложенных на них законодательством.
На заседании Совета был принят ряд ключевых для ведомства решений в разных сферах влияния,
Правительство Российской Федерации, Минтранс России в обновленной Транспортной стратегии на период до 2030 года и Стратегии развития железнодорожного транспорта сформулировали ключевые цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность железнодорожной отрасли на ближайшие годы. Сегодня мы видим, что замедление, а затем и спад экономического роста, неблагоприятные изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации отразились на показателях работы железнодорожной отрасли.
Тем не менее по словам главы Росжелдора В.Ю. Чепца Агентство приложит все усилия для достижения конкретных задач, поставленных перед Росжелдором.