Выступая на совещании М. Соколов сообщил, что в ходе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте пригородное сообщение разделено на два вида: деятельность по перевозкам пассажиров и по оказанию услуг инфраструктуры. «Это привело к устранению перекрестного субсидирования между пассажирскими и грузовыми перевозками», -- подчеркнул Министр.
На первом этапе реформирования произошло создание отдельных пригородных пассажирских компаний с участием ОАО «РЖД» и субъектов Российской Федерации, создан механизм частичной государственной поддержки пригородных перевозок. Вместе с тем, отметил М. Соколов, в результате реформы остались не решенными отдельные вопросы, и, прежде всего, связанные с финансовым обеспечением пригородных железнодорожных перевозок. В целях недопущения значительного роста тарифов на пассажирские перевозки в пригородном сообщении с 2011 года по решению Правительства Российской Федерации осуществляется государственная поддержка пригородных железнодорожных перевозок – ежегодно устанавливается льготный исключительный тариф на услуги инфраструктуры со снижением на 99% от экономически обоснованного уровня. Но, по словам М. Соколова, данной меры оказалось недостаточно для обеспечения стабильной работы пригородного пассажирского комплекса.
В соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по установлению тарифов в пригородном железнодорожном сообщении возложена на субъекты Российской Федерации и в случае принятия решений об их установлении ниже экономически обоснованного уровня регионы обязаны компенсировать из своих бюджетов перевозчикам потери в доходах. Однако из-за нехватки средств в региональных бюджетах, некоторые субъекты не предусматривают бюджетные ассигнования на указанные цели.
Минтранс отводит ключевую роль в решении вопросов организации пригородных пассажирских перевозок Концепции развития пригородного пассажирского сообщения железнодорожным транспортом. Одним из основных тезисов Концепции является возложение на субъекты Российской Федерации обязательств по организации пригородных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом с учетом региональных планов по транспортному обслуживанию населения через механизм государственного заказа. При этом до окончательного утверждения концепции, по мнению Министра, необходимо сохранить на среднесрочную перспективу государственную поддержку пригородных железнодорожных перевозок в виде субсидий из федерального бюджета в размере 25 млрд. рублей ежегодно.
«В 2012 году пассажирооборот пригородного сообщения в ЮФО и СКФО вырос на 1,3%.» - сообщил Вице-президент ОАО "РЖД" Михаил Акулов. За последние пять лет уровень возмещения потерь регионов увеличился на 0,379 млрд рублей, а в 2013 году уровень покрытия выпадающих доходов компенсациями по СКФО и ЮФО ожидается в размере около 42%. С целью сохранения в 2014-16 гг. льготного инфраструктурного тарифа и полной компенсации выпадающих доходов ОАО "РЖД" предложило инициировать соответствующие обращение руководства субъектов в Правительство РФ.
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ