20 февраля в Москве в центральном офисе ОАО "РЖД", состоялось очередное заседание комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре. Главной повесткой дня было "Повышение эффективности государственного надзора за безопасностью на транспорте в целях обеспечения конкурентоспособности российских транспортных компаний в условиях вступления России в ВТО". В заседании приняли участие представители ОАО "РЖД" , других транспортных компаний, Федеральных органов исполнительной и законодательной власти, отраслевых союзов.
Заседание открыл руководитель Комиссии, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. Он отметил, что в условиях вступления России в ВТО необходимо совершенствовать законодательство в области транспортной безопасности, повышать роль инспекторов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, наделять их дополнительными правами и ответственностью.
Важнейшей проблемой обеспечения транспортной безопасности является ситуация с изломами боковых рам тележек грузовых вагонов, которая продолжает держать в напряжении всю отрасль. За последние 7 лет (с 2006 по январь 2013 года) на инфраструктуре ОАО "РЖД" произошло уже 116 изломов боковых рам тележек, 85% (92 случая) из которых не отработали даже гарантийного (5 лет) срока эксплуатации, при этом на пространстве колеи 1520 мм только за 2 последних года таких изломов допущено уже 86 случаев! В Этих условиях ОАО "РЖД" пошло на колоссальные финансовые потери, мотивировало персонал компании на выявление потенциально-опасной продукции. Всего за 2012 год выявлено и подтверждено средствами неразрушающего контроля наличие необратимого дефекта в 11124 боковых рамах и 6298 надрессорных балок. Также за период с 2009 по 2012 годы осмотрщиками вагонов выявлено более 35 тыс. дефектов в боковых рамах тележек и 16 тыс. — в надрессорных балках, тем самым было предотвращено более 50 тыс. случаев транспортных происшествий.
Остро стоит проблема обеспечения безопасности на железнодорожных переездах: в 2012 году по данным ГИБДД в Российской Федерации допущено 284 дорожно-транспортных происшествия (рост 15%), в которых погибло 79 и травмировано 369 человек. Разбито 249 транспортных средств, повреждено 26 вагонов, 134 локомотива. Допущено 74 столкновения с пассажирскими поездами. Все ДТП произошли по вине водителей автотранспортных средств.
Проблема обеспечения безопасности движения на переездах должна решаться на только ОАО "РЖД", но руководителями администраций субъектов Российской Федерации, ГИБДД, органов местного самоуправления и автотранспортных предприятий в системном взаимодействии.
За 9 лет ОАО "РЖД" на обеспечение безопасности движения направлено почти 30 млрд рублей, только на 2013 год запланировано более 2,3 млрд рублей инвестиций.
Вице-президент – начальник Департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Шевкет Шайдуллин подчеркнул, что с момента образования компании (2003 год) наблюдается устойчивая положительная динамика снижения количества транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением требований по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Общее количество нарушений безопасности движения снижено на 23,5%.
По итогам заседания комиссии РСПП будет подготовлен протокол с предложениями об изменении нормативно-правовой базы в области транспортной безопасности, которые направят в Федеральные органы исполнительной и законодательной власти.