Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
Обычная версия
Настройки
Интервал между буквами

23 ноября Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом «О проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»

23 ноября Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом «О проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!


Проект государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2013-2020 годы подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в соответствии с требованиями актов Правительства Российской Федерации, определяющих структуру, порядок разработки и реализации государственных программ.


Программа разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и отвечает на основные вызовы, стоящие перед транспортной системой.

Среди них:

•низкая транспортная подвижность населения, которая составляет порядка 7,0 тыс. км на душу населения. Это в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах;
•высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции: 20 - 25 процентов против 7 - 8 процентов в странах с развитой рыночной экономикой;
•недостаточное использование конкурентного потенциала транспортной системы. Наша страна, по мнению экспертов, могла бы претендовать как минимум на 10-15 процентов от рынка перевозок, тогда как в настоящее время это почти в 6-8 раз меньше;
•недостаточный уровень безопасности транспортных процессов. В частности, в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает 19-20 человек в расчете на сто тысяч населения, в странах Европейского союза этот показатель составляет менее 8 человек.
Государственная программа направлена на решение перечисленных проблем и формирование конкурентоспособных транспортных услуг, отвечающих стандартам развитых зарубежных стран.

Важнейшим качеством Программы является ее комплексность, которая заключается в постановке общих целей для всех видов транспорта.

В качестве целей программы определены:

ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

•повышение доступности транспортных услуг для населения;
•повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг;
•повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Комплекс мероприятий, предусмотренных Программой, делится на три группы:

•инвестиционные мероприятия;
•мероприятия текущего характера;
•меры государственного регулирования.

Эти мероприятия реализуются в рамках двух федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» и «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2020 годы)», Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и восьми подпрограмм, составляющих структуру государственной программы.

Первая группа мероприятий - инвестиционные.

Практически все инвестиционные мероприятия реализуются в рамках федеральных целевых программ.

На железнодорожном транспорте предусматривается строительство более 2,5 тысяч км новых железнодорожных линий. Доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, планируется сократить до 5 процентов.

Приоритетные направления развития железнодорожной инфраструктуры:

•устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам, обеспечение пропускной способности магистральных направлений;
•строительство железнодорожных линий в районах нового освоения на Севере страны, Дальнем Востоке и в Прибайкалье;
•развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт-Петербурского, Свердловского и др.);
•развитие скоростного пассажирского движения;
•обеспечение безопасности и технологической устойчивости перевозочного процесса.

К 2020 году будет построено и реконструировано более 7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая строительство около тысячи км платных автомагистралей и скоростных дорог.

Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, составит более 85 процентов – сегодня это только 40 процентов.

За время реализации Программы на условиях софинансирования будет построено и реконструировано также почти 7 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. Это позволит обеспечить круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования только за счет средств федерального бюджета порядка 2,5 тыс. сельских населенных пунктов.

В результате реализации мероприятий по развитию инфраструктуры гражданской авиации, как Вы, Дмитрий Анатольевич, уже отметили, будет введено в эксплуатацию после реконструкции и строительства 96 взлетно-посадочных полос или почти треть от существующих аэродромов.

Предусматривается развитие международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых и региональных аэропортов.

Будет создана современная система организации воздушного движения, позволяющая почти на 80% увеличить количество обслуживаемых полетов.


Доля протяженности внутренних водных путей Европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта, снизится с 75 до 14 процентов, будет ликвидирован опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях.

Увеличив более чем в полтора раза (на 356 млн. тонн) свои производственные мощности, российские порты полностью обеспечат потребности экономики в портовых мощностях и создадут резерв для пиковых нагрузок.

Повышение конкурентоспособности крупнейших морских портов основывается на их оптимальной специализации, создании особых портовых зон и логистических центров.


Мероприятия текущего характера реализуются в рамках подпрограмм.

Это, прежде всего:

•содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры - федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей в соответствии с установленными нормативами. Расходы на эти цели составляют 76 процентов бюджетных текущих расходов;
•обеспечение функционирования и развитие систем безопасности на транспорте;
•субсидирование социально значимых перевозок.
Ожидается, что авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях за время реализации Программы возрастет более чем в 2 раза, объем перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте за счет пригородных перевозок в крупных транспортных узлах - на 30 процентов.

Реализация мероприятий Программы обеспечит рост производительности труда в транспортном комплексе в 1,6-1,7 раза к уровню 2011 года.


Для решения задач и достижения целей Программы предусматривается система мер государственного регулирования, включающая:

•разработку и принятие федеральных законов по развитию конкурентного рынка и обеспечению доступности транспортных услуг для населения;
•структурное реформирование и развитие видов транспорта, прежде всего, пригородного железнодорожного сообщения, региональных воздушных перевозок, городского пассажирского транспорта, внутренних водных путей.

Для привлечения инвестиций в транспортный комплекс предполагается реализация следующей системы мер:

•заключение долгосрочных контрактов (контрактов «жизненного цикла») на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры;
•поэтапный переход на сетевой контракт, который позволит увязать требования к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры, формированию государственной тарифной политики и объему бюджетных инвестиций;
•развитие схем государственно-частного партнерства во всех транспортных отраслях;
•развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния.

Реализация в полном объеме мероприятий Программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса.

Подвижность населения в 2020 году возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тыс. км на 1 жителя.

Повышение доступности (пространственной и ценовой) транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, решения жилищных проблем.


Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры всех видов транспорта на основе принципов логистики и мультимодальных перевозок, рост производительности труда обеспечит снижение транспортных издержек в цене готовой продукции до 12-16 процентов.

Это позволит повысить индекс России в рейтинге Всемирного Банка по уровню конкурентоспособности.


Важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет рост экспорта транспортных услуг в 2 раза и объема транзитных перевозок. Это будет способствовать созданию единого транспортного пространства от Атлантического до Тихого океана, укреплению разноформатного сотрудничества в Арктике.

Объем перевозок по Северному морскому пути составит к 2020 году порядка 64 млн. рублей, что превышает объемы перевозок в 2011 году почти в 20 раз.

Доля транспортного комплекса в общем объеме экспорта товаров и услуг возрастет к 2020 году в 1,3 раза.


Реализация мероприятий по обеспечению безопасности, включая повышение надежности объектов инфраструктуры, безопасности судоходства, развитие Единой системы управления воздушным движением.

Число происшествий на транспорте в относительных показателях снизится на 30% к уровню 2011 года.

Комплекс мероприятий по улучшению состояния автомобильных дорог, наряду с мероприятиями по повышению безопасности дорожного движения позволит снизить число погибших от ДТП до 13-14 случаев на 100 тыс. населения к 2020 году.


Проект Программы согласован с Минэкономразвития России, участниками и исполнителями программы.

В ходе разработки программы проведено ее обсуждение на различных площадках с привлечением общественности, бизнеса, представителей науки, институтов развития, членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

Предложения экспертного сообщества учтены в программе.

В то же время планируется продолжение совместной работы с членами Экспертного совета в части дополнения государственной программы комплексом мер, направленных на оптимизацию стоимости объектов транспортной инфраструктуры, расширения механизмов использования внебюджетных источников финансирования, других вопросов.

Имеются неурегулированные вопросы с Минфином России в части финансового обеспечения реализации Программы в 2016 – 2020 годах и неравномерности прироста финансирования.


В соответствии с установленным регламентом было проведено согласительное совещание, на котором достигнута договоренность о включении в Программу положений, предусматривающих возможность применения различных вариантов и динамики финансирования программных мероприятий в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

В соответствии с Вашим поручением, после утверждения мастер – плана проведения Чемпионата мира по футболу и актуализации программы развития транспортного комплекса Московского региона эти дополнительные мероприятия должны быть учтены при корректировке Программы в первом полугодии 2013 года.

Также будут учтены положения актуализированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в первом квартале следующего года.

Соответствующие предложения предусмотрены в проекте протокольного решения нашего заседания.

Прошу поддержать.

Спасибо за внимание.