3 ноября 2011 год в центральном офисе ОАО "РЖД" в Москве состоялось расширенное видеоселекторное совещание, посвященное обеспечению железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции. В мероприятии приняли участие руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков, заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Соловьев, директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Сергей Тугаринов, председатель президиума некоммерческого партнерства "Совет рынка операторов подвижного состава" Сергей Мальцев, руководители ОАО "ПГК", ОАО "ВГК" и ЗАО "Русагротранс", руководители отраслевых союзов.
Согласно информации ОАО «РЖД», в настоящее время перевозки сельскохозяйственной продукции на железных дорогах России характеризуются положительной динамикой. За 10 месяцев 2011 года объемы перевозки зерна увеличились на 9,8% или на 1,1 млн тонн. В октябре рост погрузки сельхозгрузов по сравнению с сентябрем текущего года составил в среднем около 20%, в том числе свеклы – в 5 раз, зерна – на 17%, овощей и картофеля – на 10%. В частности, было перевезено 2 млн тонн зерна, в том числе на экспорт — 1,21 млн тонн. Таким образом, прогнозируемые Минсельхозом объемы перевозок зерна железнодорожным транспортом выполнены на 105%.
Основной поток зерна на экспорт следует через порты Северного Кавказа, где сосредоточены специализированные терминалы по перевалке зерна, в незначительных объемах осуществляются перевозки через порты Калининградской области. Активизировалась погрузка зерновых грузов в адрес порта Владивосток. В 2009 году в этом направлении перевезено 16 тыс. тонн, в 2010 – 36 тыс. тонн, а за 9 месяцев текущего года – 44 тыс. тонн.
По официальным данным компании, выгрузка зерна портовыми терминалами осуществляется на уровне ниже перерабатывающей способности и согласованного плана погрузки. Так, в октябре 2011 года Новороссийский зерновой терминал ежесуточно выгружал 170 вагонов с зерном при норме 200 вагонов, Новороссийский комбинат хлебопродуктов недогружал ежесуточно в среднем 14-20 вагонов от нормы.
На совещании было также отмечено, что в настоящее время практически все перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются в частном подвижном составе, и определяющим фактором для грузовладельца при выборе собственника вагона является цена за вагон. Специализированный парк вагонов для перевозки зерна в России составляет 27 тыс. вагонов различных собственников, поэтому от их эффективного использования зависит своевременный вывоз предъявляемого к перевозке груза. В дальнейшем грузоотправителям необходимо заключать долгосрочные договоры с собственниками вагонов на обеспечение вывоза грузов.
В заключительной части мероприятия всем грузоотправителям и грузополучателям сельхозпродукции было рекомендовано принять меры по своевременному высвобождению вагонов; железным дорогам, компаниям-операторам организовать подачу вагонов в соответствии с заявками грузоотправителей, обеспечивая приоритетную погрузку зерна отечественных производителей.
Фото предоставлено пресс-службой ОАО "РЖД".