Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
Обычная версия
Настройки
Интервал между буквами

Руководитель Росжелдора Геннадий Петраков выступил с докладом на прошедшей международной конференции «Взаимодействие ОАО «РЖД» с морскими портами и владельцами путей необщего пользования»

26 октября 2011 года руководитель Росжелдора Геннадий Петраков выступил с докладом на проходящей в Москве международной конференции на тему «Взаимодействие ОАО «РЖД» с морскими портами и владельцами путей необщего пользования».
     В работе конференции приняли участие заместитель Министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, представители бизнес структур и научного сообщества. Участники подробно обсудили темы, создания сети грузовых терминалов в портах на пересечениях и стыках транспортных путей, а также вопросы, связанные с правовым обеспечением работы железнодорожного транспорта во взаимодействии с грузоотправителями.
     В своем докладе глава Росжелдора Геннадий Петраков уделил особое внимание теме развития портовой инфраструктуры и подчеркнул, что вынесенные на повестку дня вопросы касаются не только железнодорожников и работников морского транспорта. По его мнению, «от надежности системы морских перевозок во многом зависит жизнь сотен тысяч людей, особенно на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера, где других доходов, кроме как доходов от работы в портах, у людей просто нет».
     Морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса, обеспечивают связь различных видов транспорта, с их участием осуществляется 60% внешнеторгового грузооборота России. На совместном заседании Президиума Государственного Совета и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации 2 мая 2007 г. в Мурманске было сказано о необходимости дальнейшего роста производственных мощностей российских морских портов и повышения их конкурентоспособности по сравнению с портами сопредельных государств. Правительству было поручено разработать и реализовать Комплекс мер по развитию портов и портовых особых экономических зон.
     В первой части своего выступления Геннадий Петраков отметил ряд факторов, сдерживающих на развитие морских портов в нашей стране: особенности их климатического и географического положения, ледовая обстановка, мелководные акватории, протяженные подходные каналы, и неразвитость логистической припортовой инфраструктуры.
     Глава Росжелдора обратил внимание участников на важнейшую проблему сохранности вагонного парка при взаимодействии железных дорог с портами. За 2010 год в морских портах было повреждено более 42 тыс. вагонов. Наибольшее количество — 11,5 тыс. вагонов (в среднем 32 вагона в сутки) - повреждено в Мурманском морском торговом порту. За 2 месяца текущего года количество поврежденных вагонов в порту "Мурманск" увеличилось в среднем до 44 вагонов в сутки.
      В силу названных выше причин, часть российских внешнеторговых грузов, в первую очередь импортных и навалочных, перегружается в портах сопредельных государств. По отдельным видам грузов, на отдельных бассейнах доля зарубежных портов весьма значительна.
Геннадий Петраков рассказал о преимуществах и возможностях для развития портов, прежде всего, о существенном потенциале для развития транзитных перевозок, готовность портового бизнеса вкладывать значительные средства в развитие терминальных мощностей. По мнению руководителя Агентства, немаловажным является наличие высококвалифицированных кадров и сложившейся системы образования, равно как и наличие Российского международного реестра судов. Многие участники рынка возлагают большие надежды на создание судостроительного холдинга, который обеспечит в перспективе конкурентоспособность российского флота.
    Для реализации этих преимуществ и возможностей Минтрансом России разработан комплекс мер, включающий три направления деятельности:
- совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности;
- развитие инфраструктуры;
- совершенствование системы управления.
    Среди существенных факторов повышения конкурентоспособности российских морских портов, Геннадий Петраков также выделил создание портовых особых экономических зон, которые позволят привлечь дополнительные инвестиции в развитие высокотехнологичной портовой инфраструктуры и реализовать логистические принципы организации доставки грузов. Налоговые льготы, применяемые в портовых особых зонах, также «будут способствовать повышению конкурентоспособности российских портов».
Второе основное направление Комплекса мер предусматривает развитие инфраструктуры морских портов, в настоящее время организована разработка инвестиционных программ их развития. Средства федерального бюджета должны обеспечить ускоренное развитие портов, обеспечивающих основной прирост перегрузки экспорто-импортных и транзитных грузов и компенсировать указанные выше недостатки российских портов. При этом будет обеспечено создание соответствующих объектов инфраструктуры и решена задача уменьшения инвестиционной составляющей в портовых сборах.
     Отдельно было сказано о развитии соответствующей железнодорожной и автодорожной инфраструктуры на подходах к крупнейшим портам. К настоящему времени завершена проходка за счет средств инвестиционного фонда Нового Кузнецовского тоннеля, который существенным образом улучшит ситуацию при перевозках грузов в порт Ванино, а так же ведется проект по организации скоростного пассажирского движения на направлении Санкт-Петербург Бусловская (Хельсинки) с выносом грузового движения на направление Ручьи Каменногорск Выборг. В данном проекте Росжелдор выступает ответственным заказчиком застройщиком.
    Одобренная на заседании правительства «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года» включает указанные мероприятия, запланировано строительство и реконструкции автомобильных дорог в направлении основных морских портов (Мурманск, Усть-Луга, Санкт-Петербург, порты Черного моря, в том числе Новороссийск, порты Каспийского моря, порты Приморья, включая Владивосток, Ванино).
Участники конференции высказали общее мнение, что российские порты занимают стратегически более выгодное положение, чем их финские и прибалтийские конкуренты, в том числе за счет близости к конечному потребителю. Однако дефицит мощностей и слабость транспортной инфраструктуры долгое время не позволяют реализовать это преимущество, а высокие риски отпугивают потенциальных инвесторов.
     В заключительной части выступления Геннадий Петраков резюмировал, что морские порты играют чрезвычайно важную роль в формировании транспортной системы страны, развитии внешнеэкономических связей, являясь своего рода «международными транспортными «воротами». Единая технология транспортировки предполагает непрерывность транспортного процесса с минимизацией сбойных ситуаций, особенно в перегрузочных пунктах. Обеспечение такого процесса возможно при организации безперегрузочного сообщения, при котором в пунктах перевалки груз не перегружается из грузовой единицы или транспортного средства одного вида транспорта, а передается на другой вид в той грузовой таре, в которой он был загружен в пункте зарождения грузового потока и определяется термином «интермодальные перевозки».
   Участники конференции резюмировали, что сегодняшнее состояние транспортной системы имеет признаки отставания от растущих потребностей нашей страны в грузовых перевозках. Ситуация складывается таким образом, что неразвитость транспортной инфраструктуры служит «тормозом» экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития. Учитывая исключительную важность для национальной экономики темы развития портов, к поднятым вопросам участники транспортного форума будут обращаться регулярно. Еще и потому, что почти треть федеральных автомобильных дорог работает в режиме хронической перегрузки. Это не только прямые экономические потери, но и одна из причин высокого уровня аварийности.