23 сентября 2011 года в Москве состоялась международная научно-практическая конференция «Развитие логистической, терминально-складской деятельности и контейнеризации на железнодорожном транспорте». Руководитель Росжелдора Геннадий Петраков выступил с докладом по теме проводимой конференции. Основное внимание в докладе было уделено вопросам повышения качества обслуживания при контейнерных перевозках, необходимости создания значительного количества терминально-складских комплексов на всей территории России и внедрения современных информационных систем.
В работе конференции приняли участие представители из Швеции, Финляндии, Чехии, Украины, а также специалисты из более 120 логистических компаний из России. Значимость конференции и важность обсуждаемых вопросов была обусловлена тенденцией в развитии отечественного и мирового транспорта - быстрый рост контейнерных перевозок, которые в максимальной мере соответствуют требованиям рыночной экономики. Они становятся неотъемлемой частью национальной и международной товаропроводящей системы, обеспечивающей бесперебойную доставку различной продукции в торговую сеть и грузов производственно-технического назначения в сферу промышленного производства.
По словам Геннадия Петракова, в условиях рыночной экономики и реструктуризации отрасли, возникает необходимость нового подхода в рассмотрении вопросов по контейнерным перевозкам. Который бы позволил, с одной стороны, сократить издержки железных дорог, а с другой, повысить их привлекательность для пользователей. Будущее российской логистики должно идти параллельно с созданием и развитием компаний - 3PL, а в перспективе и 4PL провайдеров, специализирующихся на предоставлении интегрированных решений, услугах хранения и транспортировки и которые оказываются с учётом специфики деятельности отдельного клиента, соответствуют его потребностям. Интеграция логистических услуг на основе 3PL будет способствовать созданию здоровых рыночных механизмов, встраиванию железных дорог в комплексные системы транспортных коридоров.
В докладе также было сказано о необходимости внедрения высокоэффективной системы контейнеризации грузопотоков, где фундаментом эффективности международной торговли, экономического роста и устойчивого развития является интермодальность - интегрированное использование различных видов транспорта в одной транспортной системе, соединение различных видов транспорта в один.
Внедрение современных информационных систем – необходимое условие успешного выполнения логистикой своей главной функции – сокращения затрат. На основе интергированных логистических решений, высокой степени информатизации процесса перевозки возможна реализация таких новейших технологий, предназначенных для внедрения в цепи поставок, как кросс-докинг. При использовании этой технологии отгрузка со склада и доставка товаров максимально точно согласуются по времени. В результате продукция доставляется за минимальный срок. Хранение товара на складе при этом полностью исключается. Подобного рода системы – дело будущего для российского рынка. Однако уже сейчас железные дороги не должны оставаться в стороне от этого процесса, создавая необходимую инфраструктуру, в том числе в информационной сфере.
Говоря о терминально – складских комплексах, руководитель Росжелдора отметил важность задачи по их строительству и дальнейшему развитию. Результатом этого станет комплексное развитие терминальных мощностей по обработке контейнеров на всей территории России для максимального и качественного удовлетворения возрастающего спроса на контейнерные перевозки. В результате, создание сети терминально-логистических центров в крупных транспортных узлах позволит сформировать единое технологическое и информационное пространство для комплексного удовлетворения заказчиков. Каждый терминально-логистический центр будет представлять крупный технологический комплекс по переработке, складированию, таможенной очистке грузов, оказывающий полный спектр дополнительных услуг.
В заключительной части выступления Геннадий Петраков выразил уверенность, что несмотря на имеющие место пробелы в области законодательства, регламентирующие отношения оператора и грузоотрправителя, а также нечеткое определение понятия «контейнерный поезд» - в ближайшие несколько лет на рынке транспортных услуг ожидается стремительный рост спроса на контейнерные перевозки.