15 сентября 2011 года в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта состоялось заседания Совета по сертификации под председательством руководителя Росжелдора Г.П. Петракова.
На повестку дня были вынесены вопросы внесения изменений в состав Совета по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, а также вопросы изменения норм безопасности в части требований к бесконтактной аппаратуре или разработке соответствующих сводов правил в соответствии с п.4.6 решения Совета по сертификации от 21 декабря 2010г.
Присутствовали:
Секретарь совещания Н.Н. Варыпаева
1. При обсуждении особого мнения ФГУП «ВНИИЖГ» по пунктам А.40 и А.40.2 (параметры микроклимата в вагоне) проекта изменений НБ ЖТ ЦЛ 01 (Ж.В. Овечкина, В.Ю. Миронов, С.А. Гаранов, Р.Л. Платонов, Н.Н. Варыпаева, С.А. Балашов, А.Г. Лексин) были высказаны следующие мнения:
Европейские нормы (UIC 553. ЕN 13129 и EN13129-1) не могут быть в полной мере применены в России из-за большого различия в температурах окружающего воздуха, при которых эксплуатируется подвижной состав.
ВНИИЖГ является соисполнителем проекта изменений НБ ЖТ ЦЛ 01 в части санитарно-гигиенических показателей и несет ответственность за их содержание.
Производители не смогли ознакомиться с окончательным вариантом проекта изменений НБ ЖТ ЦЛ 01.
Содержание показателей должно быть основано на действующих нормативных документах или на документально подтвержденном опыте длительной эксплуатации.
Типовая методика испытаний СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 128, предлагаемая в качестве дополнительных условий п А.40.2, не распространяется на пассажирские вагоны.
В действующей типовой методике проведения сертификационных испытаний СТ ССФЖТ ЦЛ 201-2003 в разделе «Методики измерений и оценки параметров микроклимата в помещениях пассажирских вагонов и салонов электроподвижного состава…» необходимо внести изменения в части уточнения при испытаниях диапазона температур, точек измерения температуры, учета полной населенности пассажирами вагона и их тепловыделения.
2. При обсуждении особого мнения ФГУП «ВНИИЖГ» по пункту А.50.1 и таблице А.50.1 (основные размеры купе для пассажиров и купе для проводника) проекта изменений НБ ЖТ ЦЛ 01 (Ж.В. Овечкина, С.А. Гаранов, В.Ю. Миронов, И.С. Ермишкин, М.В. Кузнецов, И.А. Алексеева, С.А. Балашов, А.Г. Лексин) были высказаны следующие мнения:
В нормативных правовых актах нет однозначной классификации типов и классности вагонов.
Имеется действующий нормативный правовой акт (санитарные правила), устанавливающий значения показателей.
С одной стороны должны быть определены минимальные требования безопасности, с другой необходимо учитывать дальность перевозок, интересы тучных людей, инвалидов.
Принятые РЕШЕНИЯ:
1. По первому вопросу (п А.40 и А.40.2 - параметры микроклимата в вагоне) :
- ВНИИЖТу принять к сведению, что основную ответственность за содержание санитарно-гигиенических требований несет ВНИИЖГ, как соисполнитель проекта изменений НБ ЖТ ЦЛ 01. Дополнительные условия (п 40.А.2) исключить.
- ВНИИЖГу по п А.40.1, при необходимости, внести изменения в СТ ССФЖТ 201-2003 в соответствии с высказанными в ходе обсуждения предложениями. Обратить внимание на имеющееся дублирование области применения СТ ССФЖТ 201-2003 (салонов электроподвижного состава) и СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 128-2003 (салонов…моторвагонного подвижного состава), а также несоответствия в условиях, средствах и порядке проведения испытаний.
2. По второму вопросу (п А.50.1 и таблица А.50.1 - основные размеры купе для пассажиров и купе для проводника) таблицу А.50.1 привести в соответствие с утвержденными санитарными правилами.
3. ВНИИЖТу провести окончательную корректировку проекта изменений НБ ЖТ ЦЛ 01 и разместить на инернет-сайте РС ФЖТ как доработанный вариант проекта изменений НБ ЖТ ЦЛ 01 сроком на две недели для возможности ознакомления и подачи замечаний в течение указанного срока заинтересованными лицами, после чего представить в Росжелдор окончательный вариант со сводкой отзывов.
4. Высказанные в ходе совещания замечания о имеющейся неоднозначности в классификации пассажирских вагонов (по назначению, классности, дальности перевозки) и связанные с этим сложности определения требований при сертификации пассажирских вагонов, не перевозящих пассажиров (например: вагон-лаборатория, вагон-рефрижератор, вагон-насосная станция, вагон-церковь и пр), необходимо учитывать при разработке национальных (межгосударственных) стандартов, поддерживающих утвержденные технические регламенты в области железнодорожного транспорта.
Минтрансом России разработан Перечень национальных стандартов и сводов правил, требующих пересмотра или разработки, для применения и исполнения принятых технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и осуществления подтверждения соответствия» (далее – Перечень) с указанием планируемых источников финансирования. Разработку проекта ГОСТа «Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования» (на базе ГОСТ Р 51690 и НБ ЖТ ЦЛ 01) планирует финансировать ОАО «РЖД». Источники финансирования иных проектов ГОСТов, содержащиеся в Перечне, пока не определены. Предлагается изготовителям вагонов и объединениям производителей (Трансмашхолдинг, Объединение вагоностроителей и др) принять участие в обсуждении разрабатываемых проектов стандартов и сводов правил, а также профинансировать разработку иных проектов стандартов из Перечня.