15 июня 2011 года руководитель Росжелдора Геннадий Петраков принял участие в состоявшемся заседании научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросу рассмотрения концепции модернизации существующей железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. В работе приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, проектных институтов, строительных и общественных организаций. По итогам обсуждения были сформулированы замечания и предложения к основным положениям представленной Концепции.
С докладом выступил генеральный директор ОАО «ИЭРТ» Федор Пехтерев, который вынес концепцию на обсуждение. По его словам, «проведение 64 матчей в 13 городах при вместимости стадионов от 45 до 90 тысяч человек потребует массового перемещения болельщиков и туристов в сжатые сроки между городами проведения матчей Чемпионата». В данном случае, оптимальным способом быстрого, своевременного, всепогодного и безопасного перемещения пассажиров являются скоростные и высокоскоростные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Развитие таких перевозок, по опыту проведения соревнований такого уровня, является одним из обязательных условий качественного транспортного обслуживания Чемпионата мира по футболу, доставке болельщиков и участников до места назначения.
На совещании внимание участников было сконцентрировано на необходимости реализации проектов по следующим направлениям в рамках подготовки к Чемпионату мира 2018:
С целью создания современных, соответствующих мировым стандартам многофункциональных пассажирских транспортно-пересадочных узлов, - было предложено реконструировать вокзальные комплексы в городах проведения Чемпионата мира. Особое внимание участники заседания уделили созданию систем безопасности движения на сети скоростных железных дорог (система защиты железнодорожных путей, объектов инфраструктуры и подвижного состава). При реализации проектов Концепции планируется организация полигонов со временем в пути следования между городами проведения матчей от 2 до 5 часов с использованием поездов с местами для сидения: Центральный полигон (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород), Южный полигон (Ростов-на-Дону, Краснодар, Адлер); Приволжский полигон (Нижний Новгород, Казань, Саранск, Самара).
В основу перспективного полигона организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г. легли Заявочная книга на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, представленная на голосовании членов исполнительного комитета ФИФА в декабре 2010 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительством Российской Федерации в 2008 году и другие официальные документы. При этом учитывалась необходимость максимально возможного обеспечения перевозок пассажиров между городами проведения матчей по футболу скоростными поездами.
По общему мнению участников дискуссии, отдельного внимания требует развитие внутригородских и пригородных всепогодных пассажирских перевозок с большой провозной способностью, в том числе в связях «аэропорт - город» в городах проведения Чемпионата мира, что является одним из главных требований ФИФÁ при подготовке к турниру. В рамках реализации Концепции был предложен механизм организации и развития интермодальных пассажирских перевозок в ряде крупнейших городов Российской Федерации, в которых планируется проведение матчей Чемпионата мира: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Самара, Екатеринбург, Калининград, Волгоград, Сочи, Казань и Ярославль. В период проведения спортивного турнира суммарный объем перевозок пассажиров может составить 3,7 млн. чел. в месяц, при этом суммарные размеры движения составят 365 пар поездов-аэроэкспрессов в сутки.
По итогам заседания было принято решение в целом одобрить представленный проект Концепции модернизации существующей железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018, доработать документ с учетом высказанных замечаний и указать в нём ответственных исполнителей по этапам реализации программы.