26 мая 2011 года в Санкт-Петербургском научном центре Российской Академии Наук в формате круглого стола состоялась научная конференция «Проблемы рациональной организации движения грузовых поездов», организуемая Санкт-Петербургским научным центром РАН при поддержке ОАО «Российские железные дороги». С докладом об основных проблемах организации грузового движения грузовых поездов выступил руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков.
В работе конференции, проходящей в Санкт-Петербурге, приняли участие представители органов государственной власти, вице-президенты ОАО «РЖД», сотрудники Институтов Российской академии наук и научно-исследовательских институтов. Была представлена новая система организации движения грузовых поездов, в основе которой лежит принцип доставки точно в срок в соответствии с договором на перевозку. Целью проводимой в стенах академии наук конференции стало вынесение на открытую дискуссию Концепция интегрированной технологии управления движением грузовых перевозок по расписанию, которая уже обсуждалась 26 ноября 2011 года на заседании научно-технического совета ОАО «РЖД».
В своем докладе глава Росжелдора Геннадий Петраков коснулся проблем удовлетворения быстровозрастающих объемов перевозок, улучшения их качества и снижения транспортных издержек. По его мнению, «рациональная организация движения грузовых поездов – должна представлять собой комплекс взаимосвязанных технологических процессов, направленных на выполнение заявленных объемов перевозки грузов наиболее эффективным способом на основе рациональной загрузки инфраструктуры, эффективного использования подвижного состава и оптимального использования пропускных способностей линий и перерабатывающих способностей станций». Должна прослеживаться четко структурированная система перевозочного процесса, основанная на модульном принципе, когда выход из предшествующего этапа должен являться входом в следующий этап. При этом своевременно и в полном объеме должны быть обеспечены потребности рынка в грузовых перевозках, в обеспечении безопасности транспортных процессов и сохранности перевозимых грузов.
Руководитель Росжелдора заострил внимание собравшихся на проблемах снижения уровня обеспеченности грузовых перевозок универсальным подвижным составом, роста конечной цены перевозки груза в универсальном парке и увеличении порожнего пробега грузовых вагонов. «Если сегодня для выполнения меньших объемов грузовой работы, чем в докризисный период, требуется большее количество вагонов, можно сделать вывод о снижении эффективности использования и управления парком вагонов. Что в свою очередь стало причиной возникновения нехватки полувагонов, наиболее массового и востребованного подвижного состава» - заявил Петраков. По его мнению, в основе дефицита полувагонов лежат многие факторы: со стороны грузоотправителей это неравномерность предъявления операторам заявок на перевозку железнодорожным транспортом грузов, а также использование вагонов в качестве «временных складов на рельсах», в результате чего снижается вагонооборот. Со стороны оператора – это нежелание работать с мелкими и удаленными грузоотправителями, а также со строительными и лесными грузами. Например, например если лесопромышленные предприятия располагаются в тупиках, операторам не выгодно направлять туда порожние вагоны.
Участники конференции выразили обеспокоенность сложившийся ситуацией, когда участником перевозочного процесса выгоднее держать вагоны на простое в ожидании более дорогого груза, чем использовать его для перевозки продукции мелких и средних предприятий. По общему мнению, экономические расчеты разделяют грузы на выгодные и невыгодные, в результате чего грузоперевозчики отказываются перевозить «невыгодные» грузы или повышают расценки в несколько раз. Выходом из подобной ситуации может стать введение единой стоимости возврата порожних вагонов вне зависимости от перевозимых грузов. А также произведение расчета финансового результата в целом по всем перевозкам, без разделения по доходности.
В заключительной части конференции участники дискуссии предприняли попытку решения проблемы роста оборота вагона, в основном по причине нахождения вагонов под погрузочно – выгрузочными операциями на путях необщего пользования. В результате, при наличии сети парка полувагонов, достаточного для обеспечения погрузки заявляемого объема сырьевых грузов, количество «свободных», не занятых в перевозочном процессе, полувагонов ограничено. Было обозначено 4 причины возникновения подобной ситуации.
Во-первых, это рост средней дальности перевозки сырьевых грузов, который обусловлен в первую очередь удаленностью перерабатывающих производств от мест добычи сырья.
Во-вторых, сокращение рабочего парка вагонов в результате неисправностей, возникающих по причине производственных браков, а также в связи с дефицитом вагонного литья. С начала года в сети железных дорог Российской Федерации произошло 18 случаев излома литых деталей тележек грузовых вагонов: доминирующей причиной браков являются допущенные изготовителем литейные дефекты, которые ослабляют целостность конструкции и приводят к образованию и развитию трещин.
В-третьих, неравномерное распределение объемов международных перевозок грузов по направлениям. В настоящее время наблюдается рост объема перевозок грузов в международном сообщении с перевалкой в морских портах. В результате перегружается инфраструктура железнодорожного транспорта на подходах к портам, увеличивается время непроизводительного простоя вагонов на подходах к портам в ожидании переработки.
В-четвертых, рост времени простоя грузовых вагонов под погрузкой-выгрузкой, что связано с неэффективным управлением логистикой перевозок со стороны потребителей услуг железнодорожного транспорта (отсутствие долгосрочных контрактов с компаниями- операторами подвижного состава и как следствие отсутствие долгосрочного планирования, снижение уровня маршрутизации отправок, чему также способствует дефицит информации о спросе и предложении на рынке оперирования грузовыми вагонами). Для эффективной организации грузовых перевозок необходимо, чтобы планирование перевозок грузов опиралось не только на поданные и согласованные заявки на перевозку грузов, но и на данные по прогнозу спроса на грузовые перевозки.
В заключительной части выступления Геннадий Петраков подчеркнул, что важным условием рационализации движения грузовых поездов является развитие инфраструктуры. Было отмечено, что тысячи километров эксплуатационных путей в настоящее время можно отнести к мало загруженным, в то время как из-за изменения направления движения грузов за последние несколько лет другие участки движения испытывают колоссальную нагрузку. Грузовое движение концентрируется неравномерно, развиваясь по «коридорному» принципу. Геннадий Петраков выразил уверенность, что в этих условиях необходимо создать систему экономического регулирования передвижения подвижного состава, чтобы при общем единстве целей не возникало разногласий в сфере их практической реализации. Крайне важно продолжить поиски баланса между рыночной составляющей и общегосударственным значением для экономики в целом. «Основная задача инновационной политики на транспорте – разработка и внедрение научно-технических достижений, которые позволили бы вывести железнодорожный транспорт на качественно новый уровень развития и конкуренции с другими видами транспорта, где итогом станет высокий уровень предоставления услуги в виде гарантированной доставки груза потребителю точно и в срок», - заключил Геннадий Петраков.