13 января состоялось Заседание Президиума Правительства РФ по рассмотрению вопроса «О ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте».
На заседании Президиума Правительства Премьер Владимир Путин в своём выступлении остановился на ходе реализации программы структурной реформы РЖД и предложил продлить срок ее действия до 2015 года.
Министр транспорта Игорь Левитин заявил, что «с учетом значимости железнодорожного транспорта для экономики страны, необходимости последовательных и обратимых изменений, приоритетным направлением преобразований в отрасли на среднесрочную перспективу является продление мероприятий Программы структурной реформы до 2015 года».
В материалах, подготовленных Минтрансом России к заседанию Президиума Правительства РФ, отмечается, что сегодня можно говорить о решении ряда поставленных задач, которые позволили придать железнодорожной отрасли новый положительный импульс:
В ходе заседания были сформулированы приоритетные задачи на среднесрочный период в сфере грузовых перевозок и было отмечено, что важным элементом структурных преобразований является завершение формирования конкурентного рынка в сфере оперирования грузовыми вагонами и отработки моделей конкуренции в сфере перевозок грузов – «за маршрут» и «на маршруте».
Основным сдерживающим фактором доступа перевозчиков на инфраструктуру в настоящее время, названо отсутствие тарифа на услуги инфраструктуры, который будет введен после согласования целевой модели грузовых перевозок.
С выходом экономики из кризиса существует дефицит предложения универсального подвижного состава, в первую очередь полувагонов. Сегодня удовлетворение растущего спроса на полувагоны, который обусловливается в том числе ростом средней дальности перевозок, ограничено мощностями по производству деталей крупного и среднего литья, увеличением стоимости полувагонов (цена за полувагон за 2010 г. выросла почти в 1,5 раза) и ростом стоимости капитального ремонта за счет повышения цен на комплектующие в два раза.
Обсуждение коснулось и развития скоростных пассажирских перевозок. За период с 2009 г. организовано скоростное железнодорожное сообщение по трем маршрутам. Данный вид перевозок, несмотря на высокую стоимость проезда, является востребованным и рентабельным и занял свою нишу на рынке пассажирских транспортных услуг, успешно конкурируя с авиаперевозками.
Организация скоростного движения на существующих магистралях ведет к ограничению пригородного и грузового движения. Поэтому дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного сообщения должно быть связано в первую очередь со строительством специально выделенных инфраструктур – высокоскоростных магистралей.
Также на заседании Президиума Правительства присутствовали губернаторы ряда областей – Московской, Тверской, Нижегородской и Смоленской, которые отчитались о ходе преодоления чрезвычайной ситуации, вызванной аномальными погодными условиями. Свои предложения по улучшению работы электросетей высказали министр энергетики С.И.Шматко и глава МРСК Н.Н.Швец.