Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
Обычная версия
Настройки
Интервал между буквами

Результаты работы Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии на Березовском руднике Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей

На прошлой неделе заместитель руководителя Росжелдора А.В. Лушников и руководитель Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта И.И. Сергеев приняли участие в работе Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии на Березовском руднике Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Комиссию возглавлял Министр природных ресурсов Российской Федерации Ю.П.Трутнев.

Участники совещания отметили, что развитие аварии показывает на попадание в зону ее влияния зданий и сооружений г.Березники. В связи с ускорением смещения дневной поверхности, находящейся над выработанным пространством БКПРУ – 1 ОАО «Уралкалий», необходимо признать здания и сооружения, расположенные в опасной зоне, аварийными и непригодными для пребывания людей.

Рассмотрев результаты выполнения научно-исследовательской работы, геомеханических исследований и определения возможности дальнейшей эксплуатации или необходимости защиты зданий и коммуникаций, расположенных в зоне отработки карналитового пласта «В» в г. Березники с учетом затопленных шахтных выработок рудника БКПРУ – 1 ОАПО «Уралкалий», Ростехнадзор согласовал схемы и границы зон в отношении зданий и коммуникаций, требующих признания аварийными и не подлежащими дальнейшей эксплуатации.

Участники совещания отметили, что в западной части г.Березники определена опасная зона ускоренных оседаний земной поверхности над выработками карналитовых пластов, связанных с затоплением Рудника №1. В границы зоны затопления попадает часть территории эксплуатирующейся Березниковской ТЭЦ-10 (БТЭЦ-10), обеспечивающей теплом и электроэнергией западную часть города (с населением около 40 тыс. чел.). Существует необходимость оперативной организации дополнительного источника энергоснабжения на территории станции БТЭЦ-4, расположенной вне горного отвода. С целью недопущения в последствии рисков разрушения электростанции БТЭЦ-2 и Ново-Березниковской ТЭЦ обсуждается вопрос о применении горных мер защиты электростанций в виде выделения охранных целиков под ними.

Министерство транспорта России при участии ОАО «РЖД» рассматривает вопрос о строительстве участка железнодорожного пути протяженностью 6 км в обход опасной зоны в однопутном исполнении на тепловозной тяге и железнодорожной линии Яйва – Соликамск протяженностью 53 км в двухпутном исполнении на электровозной тяге в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

Пассажирское и пригородное движения поездов на участке Березники–Сортировочная – Соликамск в настоящее время не производится; грузовые поезда следуют согласно временной инструкции «О порядке пропуска и действий в случае возникновения аварийной ситуации с опасными грузами при пропуске поездов на 6, 7 пассажирском пути ст. Березники», утвержденной начальником Пермского отделения Свердловской железной, движение поездов с опасными грузами осуществляется на основании приказа начальника Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

19 октября 2006 года вследствие образования протяженной зоны трещноватости, а также сдвигом и деформацией пород, входящих в комплексные аномалии Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники (Пермский край), на БКПРУ – 1 ОАО «Уралкалий» произошла техногенная авария, вызванная затоплением рудника: в одном из участков шахты появился рассол (твердые и жидкие солевые отходы, которые используются для закладки пустот в шахтах). Отечественные и зарубежные специалисты исследовательских институтов определили, что при неблагоприятном стечении обстоятельств может возникнуть угроза провала грунта с нарушением железнодорожного сообщения между станциями Березники - Калийная.

Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Управление) с момента устного сообщения 27.10.2006 главы города Березники А.В. Мотовилова о ситуации, возникшей в Березниковском регионе Пермского края, принимало активное участие в организации работы по недопущению негативных последствий данной аварии.

На основании поручений Министерства транспорта РФ от 08.02.2007 № ИЛ-29/20 и Федерального агентства железнодорожного транспорта от 19.02.2007 № УиП-3/274-ис Управлением была организована и проведена работа по изучению альтернативных вариантов перевозок на случай полной остановки железнодорожного движения в районе ст. Березники.

Руководителем Управления 14.03.2007 в г. Березники было проведено совещание по разработке плана мероприятий по обеспечению альтернативных вариантов перевозок (автомобильный, речной виды транспорта) на случай полной остановки железнодорожного движения в районе ст. Березники.

Участниками совещания было отмечено, что организация перевозок в объеме 42 тыс. тн. в сутки видами транспорта альтернативными железнодорожному не возможна. Другие варианты организации перевозок были отклонены всеми участниками совещания единогласно. На совещании было принято решение о необходимости проведения инженерно-геологических изысканий с последующим представлением предложений по устранению создавшейся ситуации и принятию соответствующих решений.

При принятии решения о строительстве железнодорожного обхода г. Березники рассматривались три варианта:

  1. Окончание строительства железнодорожного обхода длиной 850м. между приемо - отправочным парком и парком Калийная станции Березники на расстоянии 50 м. от существующего железнодорожного пути.
  2. Строительство железнодорожного обхода длиной 6.0 км.
  3. Строительство железнодорожного обхода ст. Яйва – ст. Соликамск длиной 53 км.

Рассмотрение предлагаемых вариантов возможно при наличии заключения компетентного органа после проведенных геологических изысканий.

На основании принятых решений разработаны мероприятия по изысканию, проектированию и строительству нового железнодорожного пути на случай полной остановки железнодорожного движения в районе станции Березники.

Рассматривался также вариант восстановления движения в полном объеме на существующем железнодорожном пути.


Темы материалов