Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
Обычная версия
Настройки
Интервал между буквами

Участие в "Правительственном часе" в Государственной Думе ФС

Выступление Руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта М.Акулов на "Правительственном часе" в Государственной Думе ФС РФ "О ходе структурной реформы железнодорожного транспорта и мерах, принимаемых по обеспечению устойчивого финансирования и развития дорожного хозяйства" 6 апреля 2005 г.:

Уважаемый Борис Вячеславович!

Уважаемые депутаты!

Основным результатом первого этапа структурной реформы железнодорожного транспорта стало разделение государственного управления и хозяйственной деятельности.

Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 года («О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») утверждена трехзвенная система государственного регулирования в области железнодорожного транспорта.

Идеология административной реформы определяет каждый орган исполнительной власти как центр ответственности в установленной сфере. На этой основе Федеральное агентство железнодорожного транспорта целенаправленно выстраивает свою деятельность по реализации государственной политики.

Ее целями являются развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта и формирование устойчивой рыночной среды в потенциально конкурентных сегментах.

Важнейшей задачей Агентства является обеспечение реализации железнодорожной составляющей Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».

В 2004 году реализованы мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск». Строительство объекта начато.

Ведется подготовительная работа по осуществлению крупных инфраструктурных проектов: строительство участка железнодорожной линии Известковая–Чегдомын, выносимого из зоны затопления Бурейской ГЭС, железнодорожной линии Кызыл–Курагино в республике Тыва.

С августа прошлого года Агентство от имени Российской Федерации выполняет функции акционера российско-монгольского Акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога», которому в прошлом году исполнилось 55 лет. После периода ослабления российского участия в его деятельности, Агентством реализован ряд мер по исключению нарушений положений Устава. Так, почти пять сроков, в течение 14-ти лет, должность начальника дороги занимал монгольский представитель. На заседании Правления нового состава на эту должность на очередные 3 года назначен представитель Российской стороны. Увеличены на текущий год отчисления дивидендов в два раза. Полагаю, Улан-Баторская железная дорога займет значимое место в реализации достигнутой на высшем уровне договоренности о 3-х кратном увеличении товарооборота между Россией и Китаем.

На этапе становления рыночной среды главной задачей реализации государственной политики является обеспечение равного доступа потенциальных перевозчиков к инфраструктуре и наличие регуляторов, обеспечивающих равные возможности перевозочной деятельности. К ним относятся следующие системы: пономерного учета вагонов всех собственников, продления сроков службы подвижного состава, расчетов с железнодорожными администрациями и другие.

Разработанная система государственного пономерного учета подвижного состава обеспечит принцип равенства прав всех владельцев в вопросах эксплуатации и доступа к инфраструктуре.

Реализация функций продления срока службы вагонов грузового и пассажирского парка направлена на унификацию требований по сроку службы и техническому состоянию подвижного состава как парка «РЖД», так и парка других собственников.

Создание единого расчетного центра по международным перевозкам железнодорожной администрации Российской Федерации позволит обеспечить гарантированную защиту интересов всех собственников подвижного состава и их равный доступ к единой информационно-технологической базе.

Уверен, указанные меры государственного регулирования обеспечат единые правила работы и защиту интересов российских компаний как внутри страны, так и за рубежом.

С целью мониторинга развития нового формата отношений на железнодорожном транспорте и выработки предложений в ноябре 2004 года при Агентстве создан Общественный совет.

Эта площадка позволяет учитывать всестороннюю оценку практики правоприменения при решении вопросов, возникающих в ходе реформ.

Завершение первого этапа реформирования исключило прямое вмешательство федеральных органов в работу организаций железнодорожного транспорта. Участники перевозочного процесса застрахованы от излишних административных воздействий.

Однако, применение административных рычагов оказалось исключено и в отношении самих условий осуществления хозяйственной деятельности.

В своем докладе Министр транспорта Игорь Евгеньевич Левитин отметил, что принимается целый ряд мер по разработке новых и переработке ранее принятых нормативных актов. Учитывая, что одномоментно это сделать невозможно, дефицит нормативного регулирования вынужден восполнять основной хозяйствующий субъект, принимая решения, обязательные для неопределенного круга лиц. Полномочий на принятие таких решений у субъекта естественной монополии нет. Эти решения, как правило, инициативно трактуют законодательство в пользу собственных интересов и могут нести потенциальную угрозу развитию конкурентного сектора.

Процедура рассмотрения спорных вопросов в Федеральной антимонопольной службе России и в судах, как правило, превышает время выживания потенциального конкурента в борьбе за незначительную долю рынка железнодорожных перевозок.

Возможность оперативного реагирования государства на деятельность хозяйствующих субъектов с целью обеспечения равных условий работы в европейских странах признается необходимой. Так, резолюцией Европейского комитета Министров транспорта 2002 года «О развитии железных дорог» Правительствам стран–участниц предписано создание независимых национальных органов, которые вправе по своей инициативе решать вопросы недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры и обязаны выступать в качестве арбитра в спорных ситуациях.

В Германии, Великобритании, Финляндии, при наличии антимонопольных органов, такие специфические функции осуществляют отраслевые Агентства.

Применение этого принципа в Российской Федерации обеспечит создание таких условий работы на рынке железнодорожных перевозок, такого уровня конкуренции, при котором потребность в административных рычагах будет поэтапно сводиться к минимуму, и появится почва для развития механизмов саморегулирования.

Соответствующие предложения нами подготавливается и в ближайшее время будут представлены для всестороннего рассмотрения.

Спасибо за внимание!


Темы материалов