22 апреля в Музее Победы на Поклонной горе под председательством Министра транспорта Романа Старовойта состоялась конференция, посвященная вкладу транспортников в достижение победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов. В нем принял участие руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Сахаров.
Открывая конференцию, Роман Старовойт подчеркнул, что в годы войны транспорт обеспечивал доставку грузов, войск, вооружения и военной техники, продовольствием и одеждой мирное население, доставлял раненых с фронта и оккупированных территорий, а отраслевые вузы стали центрами формирования дивизий народного ополчения.
«Бессмертными подвигами героев-транспортников озарены все битвы Великой Отечественной войны, крупнейшие оборонительные и наступательные операции. Мы всегда будем помнить тех, кто под вражескими бомбежками и обстрелами, не щадя себя, шел, ехал, плыл, летел к Победе. Мы никогда не забудем всех, кто в военное время ежедневно совершал маленький подвиг на боевом и трудовом посту − в кабине паровоза и рубке судна, за рулем автомобиля и штурвалом самолета, на железнодорожной станции и в морском порту, в цеху и под открытым небом, в лабораториях, на опытных стендах и полигонах. Вечная им слава и низкий поклон!», − сказал глава Минтранса.
Александр Сахаров в своем докладе рассказал о проблемах, которые решал железнодорожный транспорт в годы войны, и подвигах работников отрасли. Так, главной сложностью стала недостаточная пропускная способность сети: требовалось перевозить больше грузов, чем это позволяла инфраструктура. Уже через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, на 44 существующих железных дорогах страны был введен воинский график движения поездов - воинские эшелоны пропускались в первую очередь.
Но несмотря на все сложности железнодорожный транспорт обеспечивал нужды фронта. За четыре года непосредственно для армии доставлено более 19,7 миллионов вагонов, в том числе 9,8 миллиона вагонов с войсками и 9,9 миллиона вагонов с воинскими грузами.
Александр Сахаров отметил, что важную роль сыграл железнодорожный транспорт в эвакуации предприятий. С июля по декабрь 1941 года по стальным магистралям СССР было переброшено на восток полностью или частично 2593 предприятия и 18 миллионов рабочих, служащих и членов их семей.
«В нашей памяти навсегда останутся имена защитников нашей Родины, до конца выполнивших свой профессиональный и гражданский долг, победивших врага. Мы чтим их память, передаем следующим поколениями рассказы о мужестве железнодорожников, таких как герои социалистического труда – старший машинист паровозной колонны Елена Миронова Чухнюк, выдающийся метростроитель, руководивший в годы войны сооружением Дороги Победы Иван Георгиевич Зубков, начальник Октябрьской железной дороги Борис Константинович Саламбеков и многие, многие другие, чья героическая жизнь отражена в экспозициях музеев, книгах и кинофильмах. Память о каждом бесценна!», - подчеркнул Александр Сахаров.
Конференция организована Минтрансом России совместно с Российским обществом историков транспорта. В ней приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский, Герои Российской Федерации Андрей Митяшин и Александр Шептухин, руководители подведомственных Минтрансу агентств, представители организаций транспортного комплекса, студенты и ветераны отрасли. Перед заседанием состоялась церемония возложения цветов к Вечному огню на Площади Победителей.