Студенческий коллектив Уральского государственного университета путей сообщения «Формула студент УрГУПС» стал бронзовым призёром сразу в трех номинациях на инженерных соревнованиях «Формула студент Россия». Команда представила свой новый гоночный болид, над которым работала год.
Традиционно соревнования включали в себя статические и динамические дисциплины. Статика – презентация разработок и экономических расчетов, защита бизнес-плана. Динамика – самая зрелищная часть события: автокросс, ускорение, тест на устойчивость и гонка на выносливость.
Команда уральского транспортного вуза сделала ставку на динамические дисциплины. Новый болид маневреннее, динамичнее и легче предыдущей модели. В нем усовершенствованы двигатель, подвеска, выхлопная система и система переключения передач. Кроме этого команда УрГУПС разработала собственную систему телеметрии. Благодаря ей во время соревнований члены команды могут отслеживать все параметры работы двигателя и других систем автомобиля.
В следующем году команда планирует добавить систему отслеживания состояния пилота – его давления, температуры тела, сердцебиения и так далее. Технологии, которые в первую очередь применяются в авиации, позволят обеспечить полный контроль на гоночной трассе.
Как рассказал куратор команды, директор научно-исследовательской части УрГУПС Владимир Макаров, коллектив долго и кропотливо работал по разным направлениям. Большое внимание уделено расчету геометрии подвески, которая впоследствии была изготовлена по технологии лазерной резки. На основании расчетов участники команды определили массу автомобиля, материалы, а затем начали проработку технологии производства. В результате Масса машины составила 240 кг, до 100 км в час он разгоняется за 3,9 секунды, прижимная сила на скорости 40 км в час – 45 кг.
«Гоночный автомобиль – живой организм, внутри которого все должно работать как часы. Динамика – это отдельный мир. Например, на работу двигателя влияет очень много факторов: температура воздуха, содержание кислорода, внутренняя геометрия каждого элемента, материалы, гидродинамика и термодинамика внутренних систем, геометрия выхлопной системы и другие факторы. Есть определенные требования по шуму. Много работы было проведено с выхлопной системой, благодаря чему мы добились хороших показателей», - отметил Владимир Макаров.
Команда уральского вуза первой прошла один из самых сложных и важных этапов – техническую инспекцию. Судьи убедились, что машина безопасна и соответствует всем требованиям и регламентам. Как правило, этот этап занимает большую часть времени. Многие команды тратят на его прохождение несколько дней. По итогам соревнований команда УрГУПС заняла третье место сразу в трех динамических дисциплинах: «Ускорение», «Восьмерка» и «Автокросс».
Гоночная команда УрГУПС давно известна в инженерных кругах: каждый раз она удивляет членов жюри новыми техническими решениями. В этом году к коллективу присоединились студенты из Чжэнчжоуского железнодорожного профессионально-технического института.
Соревнования проходили с 25 по 28 июля на автодроме «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге. В них приняли участие студенты из России, Китая, Турции, Индии и Казахстана. Всего свои болиды представили 17 команд.
В этом году проекту «Формула студент Россия» исполнилось 10 лет. Вместе с проектом росла и развивалась команда «Формула студент УрГУПС». Многие выпускники вуза, прошедшие инженерную школу, продолжили развиваться в этом направлении. Некоторые выступают сегодня в качестве организаторов, технических инспекторов и спонсоров всероссийских соревнований.