В феврале 2021 года исполняющим обязанности ректора Самарского государственного университета путей сообщения был назначен Максим Алексеевич Гаранин. С момента назначения и по настоящее время ректором ведется планомерная работа по реализации Программы развития университета до 2030 года. Для разработки и реализации программы в вузе была сформирована команда профессионалов из числа проректоров, деканов, руководителей подразделений и филиалов вуза.
В программе отражены ключевые механизмы для достижения целевых показателей эффективности по основным направлениям деятельности, гармонизированные с учетом включения университета в международные и российские рейтинги. Основные направления деятельности включают в себя разделы в сфере образования и науки, инноваций, экологии и социальной политики. Мероприятия программы имеют четкое, конкретное и понятное содержание, включают в себя информацию о ресурсном обеспечении, сроках начала и завершения, ожидаемых результатах, показателях достижения и информацию об исполнителях.
Масштабные преобразования
Безусловно, выполнение программы развития вуза возможно только при поддержке учредителя - Российского агентства железнодорожного транспорта, индустриального партнера вуза – компании ОАО «РЖД», причастных министерств и ведомств.
Так, в феврале 2021 года в университете состоялось торжественное открытие нового брендированного пространства РЖД. Мероприятие было приурочено к Дню российской науки и прошло в режиме видеоконференции с участием генерального директора - председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова. В вузе на площадке бренд-зоны в мероприятии участвовали и.о. ректора университета Максим Гаранин, начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев, преподаватели и студенты.
Специализированная бренд-зона РЖД в университете, оформленная в корпоративном стиле компании, включает в себя современную лекционную аудиторию, комфортный коворкинг и уютную рекреацию для свободного времени студентов. Теперь, благодаря самому современному мультимедийному оборудованию, преподаватели более эффективно выстраивают учебный процесс. Уже со студенческой скамьи будущие специалисты железнодорожного транспорта могут почувствовать, что значит быть частью команды РЖД. Кроме того, студенты понимают, какие стратегические проекты им предстоит реализовать и какие возможности для личностного роста они получают уже на этапе обучения.
Так, в первые дни после открытия на площадке бренд-зоны состоялось выездное заседание комитетов Самарской губернской думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационных технологиям и связи, комитета по образованию и науке и комитета по местному самоуправлению совместно с представителями научного сообщества и представителями исполнительной власти. В бренд-зоне развернули выставку студенческих научных проектов в области транспорта, в коворкинге состоялся круглый стол по вопросам развития отраслевого транспортного образования и науки в постпандемийную эпоху.
С момента открытия в феврале 2021 года «прописку» в бренд-зоне получили Студенческое научное общества (СНО), Институт профессиональных и корпоративных компетенций, студенческий бизнес-инкубатор, другие научные подразделения и объединения вуза.
В марте 2021 года Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) и Куйбышевская железная дорога (КбшЖД) заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на повышение уровня профессиональной подготовки студентов университета, создание современной материально-технической базы и развитие совместных научных инициатив. Документом предусмотрена реализация совместных программ по использованию современных технологий для обучения студентов и создания новых инновационных продуктов в интересах компании РЖД.
Ещё одним важным фактором в реализации стратегии развития университета стало открытие в вузе диссертационного совета. Приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и степени доктора наук на базе СамГУПС по научным специальностям (05.22.07) «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» и (05.22.08) «Управление процессами перевозок» выпустило Министерство науки и высшего образования в феврале 2021 года.
По словам и.о. ректора университета Максима Гаранина, создание диссертационного совета открывает перед вузом широкие перспективы, связанные с обеспечением отрасли и университета научными кадрами высшей квалификации и повышением конкурентоспособности транспортного образования. «Кроме того, появилась возможность обеспечить преемственность научных кадров и существенно повысить эффективность работы научных школ», — отметил Гаранин.
Наличие диссертационного совета в университете также связано с формированием института соискательства для производственников. Теперь любой руководитель подразделения компании ОАО «РЖД» (филиалов и ДЗО) и других предприятий транспортной области сможет подготовить диссертацию на соискание ученой степени и защитить в диссертационном совете в вузе и без отрыва от производственной деятельности.
Инновационный разворот
Первые результаты инновационной деятельности вуза в апреле 2021 года оценил начальник Департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев, который с рабочим визитом посетил университет. Руководителю департамента представили около 20 инновационных проектов, направленных на повышение эффективности железнодорожного транспорта и городских транспортных систем. В их числе проект микропроцессорной системы защиты от пробоя изоляции на корпус в силовых цепях тепловозов, внедрение которой на железнодорожном транспорте позволит своевременно выявлять аварийные двигатели на этапе проверки работоспособности тепловоза в безопасном режиме.
Также было представлено информационно-измерительное устройство мониторинга тягового тока, протекающего в рельсовых нитях, предназначенное для оперативной диагностики и протестированное на полигоне КбшЖД. В случае внедрения в промышленную эксплуатацию устройство повысит работоспособность рельсовых цепей, позволит определить наиболее уязвимые к асимметрии тягового тока участки железной дороги, снизить число случаев простоя поездов.
Кроме того, был представлен проект учебного мобильного приложения, разработанного активом Студенческого научного общества вуза.
«Проекты интересные, разработки университета представляют широкое поле деятельности для дальнейшего сотрудничества», – отметил Владимир Андреев.
Об этом же говорил во время посещения университета первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев в сентябре прошлого года. Дело в том, что особенностью нового учебного года в вузе стало внедрение во все учебные программы образовательных модулей по сквозным цифровым технологиям.
Кроме того, впервые была открыта новая специальность «Экономическая безопасность» на платной основе. В вузе реализован новый образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта» (разработан Министерством науки и высшего образования РФ) в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования.
Целью нового модуля является освоение студентами основных методов теории интеллектуальных систем и приобретение навыков по их использованию в профессиональной деятельности. Общий объём модуля составляет 108 академических часов, в том числе 36 часов практики. На практических занятиях студенты будут выполнять самостоятельные и лабораторные работы, а также готовиться к промежуточной аттестации. Раздел модуля «Практика» позволит освоить первичные профессиональные умения и навыки в области прикладных систем искусственного интеллекта.
По мнению Максима Гаранина, изучение нового модуля является одним из шагов по формированию сквозных цифровых компетенций выпускников. Это позволит выпускникам эффективно применять достижения бурно развивающейся отрасли искусственного интеллекта для решения профессиональных задач в интересах ОАО «РЖД». И для этого есть все предпосылки. Ведь для трансляции новых знаний в первую очередь должен быть подготовленный профессорско-педагогический состав.
В октябре на базе региональной инновационной площадки Куйбышевской железной дороги «Трансфер инноваций» для научно-педагогического состава вуза прошла установочная сессия по мотивации научного сообщества к повышению активности генерации и проработки проектов для последующего внедрения, в том числе через включение в Программу поддержки инноваций ОАО «РЖД». В формате прямого диалога были проработаны все возможные инструменты и пути доведения идей до уровня технологической готовности. Это стало хорошим заделом для дальнейшего инновационного продвижения вуза и его программы развития.
В ноябре прошлого года члены Попечительского совета СамГУПС избрали председателем совета начальника Куйбышевской дороги Вячеслава Дмитриева. Секретарем совета был избран заместитель начальника Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания по кадрам и социальным вопросам Владимир Усов.
Руководитель магистрали дал развернутую, объективную оценку программе развития вуза до 2030 года, а также рассмотрел результаты цифровой трансформации вуза, инновационной и научно-исследовательской деятельности в интересах ОАО «РЖД».
Эталоны хакатона
Так, одним из результатов инновационной и научно-исследовательской деятельности стало успешное выступление команды университета на онлайн хакатоне Куйбышевской магистрали. В составе команды выступали проректор по учебной работе и цифровой трансформации вуза Сергей Горбатов, сотрудник вуза ИТ-направления Данила Чухнёв, студенты Анастасия Конева, Яна Федорова и Антон Локтионов.
Вузовская команда выбрала для себя решение задачи по кейсу «Картограф для тяги» - в течение 48 часов участникам предстояло разработать программный продукт, предназначенный для автоматического построения номограмм на основе базы информационных данных.
Экспертное жюри отметило разработанный прототип команды СамГУПС, и предложило университету стать первым официальным резидентом корпоративного коворкинга. «Мы увидели много креативных и правильных идей. Команды показали, что некоторые сложные задачи, которые стоят перед РЖД, могут решаться в очень сжатые сроки, если ими занимается слаженная, четко сфокусированная команда», - отметил начальник Куйбышевской магистрали Вячеслав Дмитриев.
Экологическое образование – приоритет времени
В 2021 году Самарский государственный университет путей сообщения стал победителем (дипломом лауреата II степени) регионального экологического конкурса «ЭкоЛидер» Самарской области в номинации «Образование». СамГУПС – единственный вуз в России, осуществляющий в течение ряда лет подготовку по программе «Эколог в области железнодорожного транспорта» (объём 1600 часов). Университет выполняет научные исследования по улучшению экологических показателей, повышению энергоэффективности и безопасности транспорта, использованию водородного и газомоторного топлива, рекультивации нефтезагрязнённых территорий, ликвидации объектов накопленного экологического ущерба.
Отметим, в университете экологическая подготовка студентов реализуется с 1980-х годов и помимо традиционного освоения дисциплин экологического профиля включает в себя углублённую подготовку по программе «Эколог в области железнодорожного транспорта».
В вузе активно развивается экологическое волонтёрство, экологическое просвещение не только среди студентов, но и жителей Самарской области. Реализуются молодёжные социальные экологические проекты, направленные на решение актуальных проблем экологии и сохранение окружающей среды.
И результаты данной работы впечатляют. В июне 2022 года на XXV Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) были подведены итоги Всероссийского конкурса молодёжных проектов «Моя страна – моя Россия». Одним из победителей конкурса стала студентка третьего курса университета Инна Нечаева с проектом экологических мероприятий «Внедрение экопривычек в жизнь работников и пассажиров РЖД».
Обновление материальной базы
В марте 2022 года в университете появился процедурный тренажёрный класс по эксплуатации тягового подвижного состава. Монтаж оборудования выполнен специалистами Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) ОАО «РЖД» в соответствии с Программой взаимодействия холдинга с университетскими комплексами железнодорожного транспорта.
Учебно-лабораторный класс оснащён интерактивными досками и панелями для демонстрации электрических схем и презентаций. Есть восемь рабочих мест, включающих компьютерную модель современного пульта управления локомотивом (установлено программное обеспечение электровоза ВЛ10 и тепловоза 2ТЭ25КМ), а также полноразмерные макеты некоторых устройств. Отдельное рабочее место предусмотрено для преподавателя. Для теоретических занятий и проведения инструктажа в классе одновременно могут разместиться 16 студентов.
На автоматизированных рабочих местах студенты также отрабатывают навыки дежурного по депо, дежурного по моторвагонному депо, руководителя колонны и осваивают инженерно-технические специальности сотрудников локомотивного депо (технолога, сотрудника технического отдела, инструктора, мастера ремонтного цеха, кладовщика). При этом образовательная программа может быть расширена – при согласовании с ПКБ ЦТ процедурный тренажерный комплекс может быть дополнен программами для изучения новых серий магистральных локомотивов (электровоза 2ЭС6 «Синара» и тепловоза ТЭП70БС, а также маневровых тепловозов).
В июне 2022 года на базе университета открылся учебный полигон для подготовки специалистов электроснабжения железных дорог.
Оборудование университету на безвозмездной основе предоставили Куйбышевская дирекция по энергообеспечению и АО «ГК «Электрощит» – ТМ Самара».
На полигоне установлены комплектное распределительное устройство на 27,5 кВ, блок с разъединителем, комплект тяговой подстанции мощностью 1000 кВА, трансформатор, элегазовый выключатель, высоковольтные блоки с измерительными трансформаторами тока и напряжения. При поддержке Куйбышевской дирекции по энергообеспечению на полигоне смонтирован участок контактной сети со стрелочным переводом, анкерными опорами и поддерживающими конструкциями.
Новое оборудование поможет студентам не только получить практические знания, но и приобрести рабочую профессию электромонтёра. Студенты будут выполнять на занятиях лабораторные работы по технической диагностике железобетонных и металлических опор контактной сети на выявление коррозии, а также по сохранности конструкции опор контактной сети. После полного курса изучения рабочей профессии студенты получат удостоверения на 3-й и 4-й разряды, более высокий уровень профессиональной подготовки.
Цифровой вектор
В марте 2022 года университет получил право на разработку обновлений основных профессиональных образовательных программ для подготовки специалистов по федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики».
Организатором конкурса заявок среди железнодорожных вузов выступило АНО ВО «Университет Иннополис» (Татарстан) – ключевой оператор федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В феврале – марте командой вуза была подготовлена и подана заявку на актуализацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования в разделе «Транспортная инфраструктура» по специальностям «подвижной состав железных дорог», «эксплуатация железных дорог», «системы обеспечения движения поездов». Заявка была рассмотрена и утверждена.
Для выполнения работ в вузе сформирована рабочая группа с участием ведущих учёных, преподавателей и специалистов по цифровым технологиям. Группе предстоит адаптировать образовательные программы к потребностям цифровой экономики и включить в них модули изучения сквозных цифровых технологий (СЦТ): искусственный интеллект, робототехнику и сенсорику, Интернет вещей, мобильные сети нового поколения, новые производственные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, квантовые коммуникации.
Актуализация основных профессиональных образовательных программ для «Транспортной инфраструктуры» пройдёт с марта по сентябрь 2022 года в партнёрстве с экспертами из Университета Иннополис.
И еще одно важное событие – участие СамГУПС в реализации федерального проекта «Профессионалитет».
В марте университет победил в конкурсе на грантовую поддержку Правительства РФ в размере 100 млн рублей и стал базовой площадкой для создания Самарского образовательно-производственного кластера по железнодорожной отрасли. Уникальный образовательно-производственный кластер откроют на базе Самарского колледжа железнодорожного транспорта им. А. А. Буянова.
Средства гранта будут направлены в первую очередь на обновление материально-технической базы университета – закупку станков, тренажёрных комплексов и другого оборудования. В центре оборудуют тематические классы для занятий и обустроят зоны коворкинга. Практическую подготовку студенты будут проходить на предприятиях Куйбышевской магистрали.
В апреле представители Куйбышевской железной дороги, Министерства образования и науки Самарской области, а также Самарского государственного университета путей сообщения подписали соглашение о партнёрстве по реализации проекта «Профессионалитет».
На 1 сентября 2022 года на железнодорожные специальности по проекту «Профессионалитет» выделено 100 бюджетных мест.
Знаковым событием в истории вуза стало торжественное открытие в университете совместного с Куйбышевской железной дорогой студенческого бизнес-инкубатора (СБИ), который станет составной частью инновационной экосистемы ОАО «РЖД».
Работа СБИ будет осуществляться по модели открытых инноваций, когда вуз привлекает внешние идеи. При этом они могут быть более высокого уровня готовности: патенты, бизнес-модели, опытные образцы. Такие продукты могли оказаться невостребованными в других областях или не рассматривались вовсе.
В день открытия на площадке бизнес-инкубатора было подписано соглашение о сотрудничестве между Самарским государственным университетом путей сообщения, ОАО «РЖД» и Самарским региональным отделением общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
Предметом соглашения стало развитие перспективных направлений трехстороннего сотрудничества и повышение эффективности взаимодействия сторон в увеличении масштабов внедрения инновационных разработок на железнодорожном транспорте для развития научно-технологического потенциала и инновационной экосистемы ОАО «РЖД». Как отметили в центре инновационного развития КбшЖД, сотрудники холдинга будут осуществлять экспертную поддержку инновационных проектов студентов.
Студенческий бизнес-инкубатор (СБИ) создан в соответствии с Программой взаимодействия ОАО «РЖД» с отраслевыми университетскими комплексами железнодорожного транспорта, рассчитанной до 2025 года.