Санкт-Петербургский университет путей сообщения Императора Александра I в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», направления «Научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок» при поддержке департамента технической политики ОАО «РЖД» проводит научную работу по повышению энергетической эффективности подвижного состава.
Стоит отметить, что в настоящее время вопросы электросбережения рассматриваются преимущественно в отношении тягового подвижного состава, для него введены тягово-энергетические паспорта. Энергетическая эффективность вагонов практически не изучается, при определении удельного расхода энергии на тягу поезда расход энергии на передвижение вагонов принимается усреднено.
Под руководством доктора технических наук, профессора кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» Юрия Павловича Бороненко коллектив аспирантов ПГУПС совместно с сотрудниками ВНИИЖТ провели эксперименты по определению сопротивления движению грузовых вагонов модели 12-196-01 с применением цифровых моделей.
Предлагаемый подход позволит при проведении тормозных испытаний определять энергоэффективность каждого испытуемого вагона и создать базу для введения нормативов энергоэффективности грузового подвижного состава.
В ПГУПСе с 1996 года работает научно-внедренческий центр «Вагоны». Центр в своем составе имеет расчетно-теоретический и конструкторский отделы, которые позволяют находить новые технические решения и изготавливать опытные образцы. Ученые НВЦ «Вагоны» принимают активное участие в разработке комплексной отраслевой программы развития отечественного вагоностроения.