Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
Обычная версия
Настройки
Интервал между буквами

В 2021 году исполняется 100 лет со дня основания Ведомственной охраны железнодорожного транспорта России

Функционирование железнодорожного транспорта представляет собой сложный и специфический процесс, стабильность которого зависит от слаженной работы всех его участников. Работа подразделений ФГП ВО ЖДТ органично вплетена в технологию грузовых перевозок, в систему обеспечения безопасности движения и другие элементы перевозочного процесса, а выполнение поставленных перед предприятием задач напрямую зависит от эффективного взаимодействия со структурами ОАО «РЖД» на разных уровнях. История становления ФГП ВО ЖДТ России в качестве современного предприятия обусловлена необходимостью профессионально и оперативно решать сложные задачи, реагируя на вызовы времени.

В апреле 2003 года в структуре МПС России создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации» (ФГП ВО МПС России), а на железных дорогах вместо служб ведомственной охраны – 17 филиалов указанного предприятия. Позднее в связи с ликвидацией МПС России и в соответствии с распоряжением Правительства РФ  N432р от 18 апреля 2005 года ФГП ВО МПС России было передано в ведение Федерального агентства железнодорожного транспорта. 20 мая 2005 года приказом Росжелдора № 19 ФГП ВО МПС России переименовано в федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В соответствии с положением о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта ФГП ВО ЖДТ обеспечивает:

– защиту наиболее важных объектов железнодорожного транспорта;

– охрану специальных, опасных и наиболее ценных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом;

– транспортную безопасность на железнодорожном транспорте;

– пожарную безопасность и участие в ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.

В статье 23 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закреплена ключевая обязанность ФГП ВО ЖДТ России – охрана объектов железнодорожной инфраструктуры: мостов, тоннелей, виадуков, парков железнодорожных станций и т д. Таких объектов на железной дороге насчитывается порядка 2400, из них 1900 являются для ОАО «РЖД» наиболее важными. С учетом значимости вопросов, решаемых ведомственной охраной, указом Президента РФ предприятие включено в перечень стратегических.

В современных экономических условиях главными факторами, определяющими привлекательность транзитного международного маршрута, являются высокая скорость доставки и гарантированная сохранность груза. Высокую скорость обеспечивает ОАО «РЖД». Гарантированную сохранность груза – ведомственная охрана железнодорожного транспорта, которая является базовой основой обеспечения безопасной перевозки грузов на железнодорожном транспорте. Сопровождение специальных, опасных и наиболее ценных грузов осуществляется стрелками по охране и сопровождению грузов, штатная численность которых превышает 14 тысяч человек.

Одним из главных преимуществ ведомственной охраны железнодорожного транспорта является наличие 49 групп быстрого реагирования и 400 сменных пунктов на всей сети железных дорог, на которых наряды передают груз для дальнейшего сопровождения по участкам обслуживания. Это позволяет обеспечить качественное и непрерывное сопровождение вагонов от Дальнего Востока до границы с Белоруссией или Финляндией. Подобной инфраструктурой не располагают другие охранные организации.

В последние годы предприятие активно внедряет для охраны грузов современные технические средства и автоматизированные системы безопасности, построенные с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Электронное запорно-пломбировочное устройство легко устанавливается на любом типе транспортного средства (вагоне, контейнере, цистерне) и не нарушает их габарита. В случае попытки проникновения оно в реальном режиме времени передает диспетчеру ведомственной охраны тревожный сигнал с указанием точного времени и координат места происшествия для принятия соответствующих мер (например, направления группы быстрого реагирования).

Применение данных изделий сегодня позволяет в полной мере обеспечить мониторинг используемых маршрутов, выявить наиболее криминогенные участки, осуществить оперативные меры реагирования и, самое главное, повысить безопасность грузовых

железнодорожных перевозок. Динамично реагируя на изменяющуюся конъюнктуру рынка железнодорожных перевозок, ведомственная охрана железнодорожного транспорта разработала и предложила к реализации международный проект КСТП –

«Охранный поезд», который предусматривает комплекс услуг, гарантирующих безопасную доставку грузов из Азиатско–Тихоокеанского региона в Европу и обратно с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS.

Операторам, грузовладельцам предоставляется комплекс услуг по сопровождению и охране грузов, перевозимых в контейнерных поездах, и отдельных грузов вне зависимости

от их номенклатуры, а также мониторингу их продвижения в пути следования по территориям России, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а в перспективе Китая, Афганистана, Польши и стран Балтии. За минувший год под охраной электронных устройств проследовало 40 тысяч вагонов и контейнеров. Случаев краж из вагонов, оснащенных электронными устройствами, допущено не было.

В настоящий момент профилактическую работу на перегонах и станциях осуществляют 395 штатных специализированных групп численностью 8 тысяч работников, имеющих современное вооружение и оснащение. Средняя протяженность участка ответственности, приходящаяся на одну совместную специализированную группу, в среднем составляет 220 километров железнодорожного пути.

С сентября 2014 года ФГП ВО ЖДТ наделено и полномочиями подразделения транспортной безопасности, которое вправе осуществлять защиту объектов железнодорожной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Такая работа проводилась, в частности, на протяжении всего 2019 года, когда предприятие выполняло задачи по обеспечению транспортной безопасности на 121 объекте и 48 вокзальных комплексах страны, в первую очередь в рамках подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады в Красноярске. Так, ежемесячно работниками ведомственной охраны, а также при их участии, идентифицировалось около 250 предметов, запрещенных к проносу в зону транспортной безопасности.

Не менее ответственной задачей деятельности ФГП ВО ЖДТ является регулярная профилактика пожаров на объектах защиты ОАО «РЖД». Руководствуясь Регламентом организации и осуществления профилактики пожаров на стационарных объектах и железнодорожном подвижном составе ОАО «РЖД», работники ведомственной пожарной охраны осуществляют пожарно-технические обследования более 82 тыс. железнодорожного подвижного состава, на более 83 тыс. стационарных объектах и на более 85 тыс. километрах полос отвода железных дорог.

В рамках выполнения договорных обязательств по профилактике пожаров в ходе обследований выявлено более 208 тыс. нарушений требований пожарной безопасности, выдано почти 7 тыс. предписаний о приостановлении эксплуатации зданий и отдельных помещений, находившихся в пожароугрожаемом состоянии. Также обследовано 1874 стационарных объектов АО «ФПК», выявлено более 3370 тыс. нарушений, выдано 74 предписания о приостановлении эксплуатации зданий и отдельных помещений, находившихся в пожароугрожаемом состоянии.

Только за 9 месяцев текущего года проведено 342 940 пожарно-технических обследований подвижного состава, выявлено 67 617 нарушений требований пожарной безопасности, из которых устранено 55 534 (82,13 %), выдано 3334 предписания о приостановлении эксплуатации. При проведении этой работы особое значение имели:

– проверки противопожарного состояния тягового, моторвагонного, скоростного и специального подвижного состава в период весеннего и осеннего комиссионных осмотров;

– проверки пассажирских вагонов в период массовых летних пассажирских перевозок, в том числе перевозок детей к местам летнего отдыха.

Итоги работы предприятия в последние годы наглядно подтверждают историческую целесообразность создания, дальнейшего развития и укрепления федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Руководство транспортной отрасли уверено, что коллектив предприятия способен успешно решить любые возложенные на него задачи и обеспечить защиту объектов железнодорожной инфраструктуры, охрану перевозимых грузов  и пожарную безопасность всего железнодорожного комплекса страны.